статья Заграница не поможет

Илья Яшин, 11.07.2011
Илья Яшин. Фото Д.Борко/Грани.Ру

Илья Яшин. Фото Д.Борко/Грани.Ру

Давно пора привыкнуть к мысли, что российская демократия - дело российских граждан. Ни американцы, ни европейцы не прилетят на голубом вертолете и не привезут нам в подарок свободные выборы, независимое телевидение и честный суд.

Пока граждане России терпят Путина вместе с его партией жуликов и воров, ничего в нашей стране не изменится. И в этом есть определенная философская справедливость. Демократия пускает корни в фундамент государства тогда, когда граждане осознают прикладную необходимость в институтах народовластия. И напротив: демократия, привнесенная извне и навязанная народу, непопулярна и недолговечна.

Как ни странно, довольно часто приходится разъяснять очевидные, казалось бы, истины убежденным активистам демократической оппозиции.

"Ну почему бы не попросить деньги у американцев? Ведь российский бизнес, даже сочувствуя оппозиции, боится ее финансировать", - хлопает ресницами юная активистка одной из молодежных демократических организаций.

Нельзя, моя хорошая. Потому что власть теряет легитимность, когда фальсифицирует выборы. А оппозиция - когда вступает в финансовые отношения с иностранными правительствами.

Недаром путинская пропаганда, не имея аргументов в содержательной дискуссии с оппозицией, каждый раз пытается уличить нас в сотрудничестве с американским Госдепом и посольствами европейских стран (выходит, правда, сплошное бездоказательное вранье - но речь не об этом). Граждане никогда не будут доверять политикам, которых финансируют из-за рубежа. Логика простая: раз они берут деньги там, значит, и интересы будут выражать их, а не наши. И, честно говоря, в этой логике есть здравое зерно.

А если ли вообще смысл в гражданской дипломатии для оппозиции? Надо ли тратить время на заграничных журналистов, представителей посольств? Есть ли смысл в поездках в Европарламент, во встречах с американскими политиками?

Есть - и этот смысл весьма практический.

Во-первых, гражданская дипломатия является альтернативой дипломатии официальной. В конце концов, мы живем не только в России, но и в мире. Важно, чтобы в этом самом мире о нашей стране судили не только по физиономиям и риторике путинских чиновников. Важно, чтобы у жителей Европы, Америки, Азии впечатление о нашей стране складывалось не только из сообщений государственной пропаганды. Важно, чтобы альтернативный путинскому официозу голос тоже был слышен в мире.

В конце концов, имидж нашей страны должен иметь значение для оппозиции, если она действительно национально ориентирована. Вот для того и нужен диалог оппозиции с иностранцами: чтобы отмывать национальный имидж нашей страны и доносить до иностранцев, что клептократический режим Путина и российское общество не одно и то же.

Во-вторых, у отечественной оппозиции в современных условиях практически нет возможностей оказывать давление на власть. Телевидение для нас закрыто, парламент не место для дискуссий, с выборов критиков власти повсеместно снимают. Остается разве что выходить на уличные акции протеста, но оказать гражданское давление на бойцов ОМОНа удается редко. У омоновцев оказывать давление на нас получается гораздо убедительнее.

В этом смысле использование оппозиционными политиками зарубежных связей очень полезно, потому что это едва ли единственная сегодня возможность создавать реальные проблемы кремлевским обитателям. Пусть принятие Европарламентом резолюции, осуждающей отказ в регистрации Партии народной свободы, не является для этой власти непреодолимым препятствием. Но они не могут этого не замечать, они вынуждены комментировать это событие, вынуждены публично оправдываться, с трудом скрывая раздражение и злобу. Вынудить оппонента реагировать - это одна из задач политического конфликта. Так что форварды ПАРНАСа Касьянов и Немцов, убедившие депутатов Европарламента проголосовать за упомянутую резолюцию, могут праздновать успех. В минувшую среду они организовали гол в кремлевские ворота.

Не стоит преуменьшать еще одну важную деталь: реакция западных стран на прессинг критиков власти в России работает на безопасность активистов оппозиции. Зная, что за происходящим в стране наблюдают их "западные партнеры", тот же Вася Якеменко три раза подумает, прежде чем пошлет своих отморозков с бейсбольными битами в подъезд организатора протестного митинга. Не факт, конечно, что передумает, но хотя бы задумается - уже неплохо.

Однако не стоит заигрываться в гражданскую дипломатию. Если вся деятельность оппозиции сводится к апелляциям к Западу, такая оппозиция обречена. В этом смысле не имеют никаких перспектив политики, требующие введения экономических санкций для своей страны. Напротив, целью гражданской дипломатии должна быть защита национальных интересов.

Поэтому когда иностранные дипломаты интересуются мнением моим и моих коллег по поводу пресловутой поправки Джексона-Вэника (законодательные меры, ограничивающие торговое сотрудничество России и США), мы последовательно убеждаем американцев ее отменить. Наше предложение такое: ликвидировать санкции для нашей страны и заменить их на персональные санкции для чиновников, которые подозреваются в нарушении закона. Мы добиваемся экономических и визовых санкций для Якеменко, Суркова, Чурова, Коновалова, фигурантов "списка Магнитского" и т.д. Мы против санкций для России, но санкции для убийц, казнокрадов и коррупционеров - это дело правильное и полезное.

Приходится признать: нередко такие вопросы в международной дипломатии становятся предметом примитивного политического торга. Те же европейцы частенько забывают про нарушения прав человека, как только Кремль намекает, что готов продавать газ на более выгодных условиях. Что ж, так устроен мир: у всех свои национальные интересы. Мои иллюзии на этот счет развеялись после разговора со знакомым американским политтехнологом. Он работал во многих странах мира и никогда не чурался сотрудничества даже с авторитарными режимами, о чем часто и с удовольствием рассказывал. Консультировал коммунистические режимы в Азии, африканских диктаторов и много чего повидал в своей жизни.

"Неужели ты ни разу не отказывался от работы по этическим соображениям?" - спросил я у него однажды. "Один раз отказался, - замотал головой мой собеседник. - Это были выборы в маленьком африканском государстве. И мой клиент съел своего оппонента. Это было слишком даже для меня!"

Так что наши "гламурные людоеды" из Кремля могут спать спокойно. По западным меркам они вполне договороспособны.

Илья Яшин, 11.07.2011