статья Нужен общий делитель

Эдуард Лимонов, 21.05.2012
Эдуард Лимонов после объявления себя кандидатом в президенты. Фото Дмитрия Борко

Эдуард Лимонов после объявления себя кандидатом в президенты. Фото Дмитрия Борко

До 4 декабря 2011 года оппозиционная политика была главным образом партийной, то есть осуществлялась партиями - за исключением проекта "Стратегия-31". Была также в 2006-2007 годах короткая попытка коалиции "Другая Россия" (Каспаров - Касьянов - Лимонов). А в остальном политические действия оппозиции сводились к инициативам партий - обособленных и скорее враждующих, чем дружественных.

Либералы, вспомним, с ненавистью оспаривали националистов, а националисты - либералов. "Фа" и "антифа" бешено враждовали - вплоть до убийств. Более приязненные отношения существовали между либералами и нацболами, а также между либералами и левыми силами.

С 4 декабря в оппозиционной политике внезапно появился новый (и какой значительный - первостепенной важности!) фактор: на улицы и тем самым на сцену Истории вышли МАССЫ. Массы не были прописаны в партиях, они ни к какой партии не принадлежали, им было все равно, где и с кем протестовать. У них ведь наболело и накипело.

Для начала массы в относительно небольшом еще количестве вышли вместе со мной в вечер выборов 4-го на Триумфальную. 5-го вышли с "Солидарностью" на Чистые пруды, 6 декабря (уже в количестве 7-8 тысяч человек) вновь на Триумфальную. Далее массы намеревались выйти в огромном количестве 10 декабря на площадь Революции, просто потому что туда была подана заявка левофронтовцами. Однако тут их перехватил в этот момент и украл для своих нужд Немцов и перенаправил их (в сговоре с властью) на Болотную.

О том, что потом произошло, я писал множество раз, потому не стану вам надоедать той же пластинкой. Поставлю лишь известную проблему по-новому.

А именно: ни одна из оппозиционных партий не имеет права вякать о том, что это она "вывела" МАССЫ. Массы вышли сами. Но по пути их присвоил Немцов. Впрочем, как оказалось, на короткое время. Потому что прямо из рук у Немцова массы тотчас вырвали всякие свежие глянцевые самозванцы: Парфенов, Быков, Романова, Акунин - короче, многоголовая, коллективная, глянцевая, в норковых манто "Лига избирателей". Потому как массы - лакомый кусок, вот его и выдирают друг у друга.

Не имевшие доселе ни желания, ни умения, ни храбрости заниматься политикой "деятели искусств" имели и аппетит, и необходимую жадность, чтобы украсть массовый протест. Ну понятно ведь, что создать партию в условиях полицейского государства, вести изнурительную борьбу, подвергаться репрессиям - это и тяжело, и чревато, и можно в тюрьму угодить чего доброго. А вот спи... ну спереть то, чего не создавали, уже готовое, телевизионно-популярным самозванцам показалось делом выгодным. И налетели.

Помимо этих двух команд захватчиков протеста (Немцов и Ко плюс "Лига избирателей") сзади поджимала третья команда - так называемая "инициативная группа", состоявшая из оппозиционных функционеров мелкой величины (в основном из рядов "Солидарности"), карьеристов из числа расторопных активистов политических партий оппозиции всех остальных мастей, включая националистов. Ну, помните, они там все выделывались на Болотной и Сахарова... Отдельную команду сформировали и карьеристы народного гнева из парламентской "Справедливой России" - двое Гудковых (надо же так устроиться: и отец, и сын - депутаты, как на Сицилии какой-нибудь!) плюс Илья Пономарев. Ну и фройляйн Собчак: оба дети сенаторов - и Пономарев, и она.

Ну, вы помните, какая между этими группами шла грызня за управление протестным движением, да? Помните. Нацболы - самые совестливые и самые неуклюжие, поскольку не обладают талантами бульдогов, тренированных для драки под ковром, нацболы стояли в стороне. К тому же их природное отвращение к предательству как таковому (в данном случае к предательству, совершенному Немцовым/Рыжковым) не позволило им конкурировать за присвоение себе масс. У них, у нацболов, лучше получается героически в тюрьме сидеть.

Однако присвоить себе массы окончательно не смогла ни одна из перечисленных групп. Массы, умнеющие от митинга к митингу и все более недовольные результатами протеста, стали поговаривать о том, что их протесту лидеры вообще не нужны.

Одновременно в зимние месяцы, с 4 декабря по 5 марта, стала очевидной трусость, нерешительность, мягкотелость всех претендующих на руководство массами групп. В результате 6 мая массы взорвались сами и, презирая интересы самозваных лидеров, устроили то, на что были способны и чего хотели с самого начала: выразили свое негодование единственным доступным им способом - грандиозной стычкой с ОМОНом.

Ах, если бы она произошла в другое время - 10 декабря и в другом месте - на площади Революции, мы бы сегодня жили при ином режиме в стране.

Кончилась ли короткая эпоха восстания масс в стране? Ведь еще гуляют "гуляющие горожане"? Перейдет ли оппозиционная политика опять в партийный режим?

Ответы на эти вопросы зависят от поведения самих масс. Что у них на уме и какова температура в их сокровенных глубинах, определить столь же сложно, как, например, предсказать поведение вулкана. Вроде иной вулкан горяч с виду, но обнаруживается, что потух. Или вроде с виду ну совсем потухший вулкан, а он вдруг извергается кипящей лавой. Сидеть и ждать извержения мы не можем. Независимо от того, будет еще извержение или нет, мы должны продолжать работать в политике в партийном режиме.

Имеет смысл напомнить о позиции партии, председателем исполкома которой я являюсь, - партии "Другая Россия". А то, следя за восстанием масс в надежде, что восстание победит, мы несколько запустили свои собственные цели. Все пять прошедших месяцев буржуазные лидеры (скопом все Немцовы, Рыжковы, Яшины, "Лига избирателей", Гудковы, Пономаревы) - все они дружно выдавали протест московской интеллигенции за свой классовый, буржуазный протест. За буржуазную революцию. Пришло время отмежеваться от них и заявить претензии на возбуждение народного протеста.

Пришло время обратиться уже не только к московской интеллигенции, но ко всему нашему молчаливому еще народу, а это бедный в массе своей народ. Чтобы привлечь его к протесту, разумно настаивать на антикапиталистических лозунгах, таких как "Равенство и свобода!", на лозунге "Все отнять и поделить!" либо для начала на его более мягком варианте - "Делиться надо!".

Необходимо требовать национализации сырьевых отраслей промышленности, ликвидации крупных олигархов-капиталистов как класса. Требовать, чтобы страной руководила не буржуазная элита, как сейчас, но народное правительство.

Нашим же буржуазным союзникам советую умерить аппетиты. И не высовываться особенно, знать свое место. А помогать буржуазии немцовского толка убрать от власти буржуазию путинского толка мы не станем. Протест должен быть направлен не на пользу буржуазии, но на пользу всего российского народа. Нет буржуазной революции, да - народной революции.

Эдуард Лимонов, 21.05.2012