статья Верхи еще могут

Эдуард Лимонов, 31.01.2012
Эдуард Лимонов после объявления себя кандидатом в президенты. Фото Дмитрия Борко

Эдуард Лимонов после объявления себя кандидатом в президенты. Фото Дмитрия Борко

О Путине. Я бы не сказал, что Путин испуган. Он озабочен. Но твердо собрался жить и побеждать в новых условиях. Он не подает виду, что озабочен. Поведение его можно охарактеризовать жаргонным оборотом "притворяется шлангом". Иногда ворчит и оскорбляет недовольных, обзывает бандерлогами и презервативами. Но, думаю, советники его уговаривают быть невозмутимым. Пока им это удается.

По какой-то причине Путин хочет создать видимость свободных выборов. Не то от долгого в свое время общения с Собчаком, не то из-за веры, что он любим народом и потому вот не боится почти честных выборов (то, что соперники заранее отобраны путем пристрастной селекции его помощниками, душу бывшего вице-мэра Петербурга не тревожит.) Короче, Путин тянет время, притворяется шлангом, чтобы перевалить за выборы. А там, думает он, "стерпится-слюбится".

Путин мог бы быть много хуже, если бы он был тверже. Он бы не играл в эти запутанные игры, а хлопнул бы кулаком по столу, разогнал бы первый попавшийся митинг "белых ленточек" водометами, пригласил бы шахтеров и металлургов в правительство. Но в нем самом от рождения уже был изъян, он чекист с дефектом, поздний чекист. Поэтому он ничего такого не делает.

Путин играет в запутанные игры, хотя возвратить общество в додекабрьское состояние достаточно легко. Храбрых ведь всегда мало, а нехрабрые разбегутся сами. Посмотрим, что у него получается. А не так уж плохо получается. Буржуазные вожди добровольно поставили народные волнения в зависимость от власти. И власть этим пользуется. Так, новый феномен "народных" митингов за Путина, стартовавший в Екатеринбурге, обещает, если его разовьют, в конце концов нивелировать влияние протестов оппозиции и ее митингов.

В любом случае власть стала меряться митингами с протестным движением, и это плохо для протестного движения. У власти ведь административный ресурс, и, найдя верный тон своим митингам, власть может переиграть оппозицию на митинговом поприще. То, что отказались от услуг нашистов, - это неглупый ход: нашисты так же неотмываемы, как и "Единая Россия". То, что запустили на телевидение Немцова, Рыжкова, Ольгу Романову, Касьянова, - это, по-моему, тоже неглупый ход власти.

Я всегда внимательно слушаю выступления лидеров. Выпущенные на телевидение господа не являются бомбами, внезапно брошенными в телетолпы. Говорят они в общем банальные вещи, застряли на стадии осуждения существующего режима, никаких свежих идей не выдвигают. Они ярые сторонники продолжения либеральных реформ в стране, то есть у них тот же в сущности курс, что и у Путина, но только проповедуют тоже самое "без произвола и коррупции". Проверить, будут ли они в случае их победы возглавлять страну, воздерживаясь от произвола и коррупции, сейчас невозможно. Скорее можно прогнозировать, что они не справятся ни с произволом, ни с коррупцией. Касьянов был премьером - и была коррупция, Немцов был еще раньше Касьянова вице-премьером - и коррупция тоже как всегда, была.

Ничего революционного в появлении на телеэкране лидеров буржуазной оппозиции я не вижу, предсказываю, что они быстро банализируются в потоках новостей. К тому же их появление на телеэкране хитро уравновешено было дозой дерьма: по ящику показали их раболепное хождение на поклон к американскому послу и их новогодние каникулы в жарких странах. Следить за их приключениями на экране люди будут, отчего нет, но я бы на их месте не радовался.

О шествии и митинге 4 февраля. Я предполагаю, что сама заявка на маршрут от метро "Октябрьская" с митингом на Манежной площади уже была элементом сговора между властью и буржуазными лидерами. Доказательств у меня прямых нет. Однако такая заявка уже была очень удобна. Ее оставалось только умело урезать. "Мы вам оставляем ваш пункт сбора, "Октябрьскую", и шествие вам оставляем, только урезаем", - сказали в мэрии. Чтобы буржуазные вожди могли затем воскликнуть, отчитываясь перед гражданами: "Мы бились за маршрут до полуночи, удалось отстоять половину наших требований - пункт сбора и часть маршрута, а главное, мы отстояли шествие. Мы закончили переговоры глубокой ночью!" Что они и сделали, так и воскликнули, усталые. Злые языки говорили мне, впрочем, что заместитель мэра Горбенко предложил господам перекусить в ресторане - дескать, он проголодался, рабочий день закончен, - ну и отправились. Потому и получилось заполночь. Но это злые языки, может, врут.

О безопасности шествия. Очень интересно, что так много внимания уделяется возможным провокациям на коротком (пятнадцать минут ходьбы) маршруте шествия. Это что, из боязни что дюжина хулиганов нападет на тысячи протестующих, поцарапает их и поставит два-три синяка, а милиция не справится с хулиганами? Нет, боятся не хулиганов, но боятся, что сами протестующие пойдут не туда, куда хочет власть и хотят буржуазные вожди. Поэтому пастырями к ним приставили профессионального кагэбэшника Гудкова и коммуняку Доровина, который вызвал ОМОН против наших ребят на демонстрации 7 ноября 2010 года. А Гудков предложил поставить внутрь колонн офицеров ФСБ и центра "Э". Вот и достукались. Такое непотребство - ни в сказке сказать, ни пером описать...

Теперь о шансах на победу у вяло митингующих. Нет никаких. Достаточно оглядеться в недавнее прошлое и посмотреть на опыт красно-коричневого протеста в 1992-1993 годах. Даже монструозные (от 350 до 500 тысяч человек) антиправительственные демонстрации 23 февраля и 17 марта 1992 года, 9 мая 1993 года не привели к смене режима, потому что лидеры этих демонстраций не были решительными людьми, а были вялыми задницами. Сегодня такую власть, как у нас есть, пытаются сковырнуть белыми ленточками, шариками... Только слюнявчиков не хватает.

Мы мирные, но власть не мирная. Пока она с вами цацкается, уговаривая Путина притворяться шлангом. Чтобы победить, придется потерять все пуговицы, сломать все каблуки у дам, бегущих из жерла протеста, придется получить синяки, ссадины, а то и похуже дело может обернуться. Вы не готовы? Тогда идите туда, откуда пришли, и не путайтесь под ногами у серьезных людей. Вы же все профукиваете (это солженицынское, другого цензурного нет) или уже профукали.

Эдуард Лимонов, 31.01.2012