статья Бревно в голубом глазу

Гарри Каспаров, 19.09.2005
Гарри Каспаров. Фото Граней.Ру

Гарри Каспаров. Фото Граней.Ру

Российские пропрезидентские журналисты и политологи в последнее время очень заинтересовались международными новостями. Политический кризис на Украине и ураган "Катрина" в Новом Орлеане вызвали у них откровенное злорадство: вот посмотрите, даже они не могут решить свои проблемы, так нечего здесь на Путина нападать. Этот пиар направлен только на одно: оправдать любое проявление недемократичности и некомпетентности российских властей. На мой взгляд, события в соседней славянской стране, а тем более трагедия за океаном свидетельствуют об обратном: эти страны очень сильно отличаются от России. Украинцы и американцы умеют решать встающие перед ними задачи совсем по-другому – так, как должно быть в настоящих демократических государствах.

Политический кризис на Украине свидетельствует не о провале "оранжевой революции", а напротив, о жизнеспособности молодой украинской демократии. Российские комментаторы обходят вниманием тот факт, что стороны конфликта не пытаются действовать закулисно, а открыто апеллируют к избирателю. И Ющенко, и Тимошенко прекрасно понимают, что судьба не только правительства, но и президента определится не в кабинетах и кулуарах, а на парламентских выборах в марте 2006 года. Именно тогда будут решены основные проблемы, вставшие перед победившей на Майдане оппозицией.

В результате "оранжевой революции" к власти пришли силы, представляющие интересы разных слоев населения. С самого начала было очевидно, что им будет трудно находить компромисс. И это нормально. Майдан не определил конкретный политический и экономический курс обновленной страны. Но он наметил главный вектор - на демократию, без манипулирования электоратом, без фальсификаций результатов выборов, без использования административного ресурса. Отныне прийти к власти на Украине можно, только получив реальную, а не фиктивную поддержку большинства избирателей. И это главное достижение Майдана.

Поэтому говорить, как это делают в России, о народных выступлениях в поддержку отправленной в отставку Тимошенко просто абсурдно. Нельзя рассматривать прошлогодние киевские события в рамках теории заговора. Нельзя никакими подачками вывести сотни тысяч человек на улицы. Массовые выступления, о которых так цинично рассуждают многие российские политологи, стали реакцией на наглую попытку администрации Кучмы протолкнуть своего кандидата, против которого выступало большинство украинцев.

Майдан может повториться только в том случае, если Ющенко захочет стать новым Кучмой. Но это из области фантастики. Потому что отныне и Ющенко, и следующие украинские президенты будут действовать с оглядкой на Майдан, то есть будут ощущать ответственность перед собственным народом. К сожалению, это чувство уже давно забыто российскими чиновниками самого разного уровня: от мэра до президента. А скорее всего они никогда его и не испытывали. Поэтому не надо уподоблять Украину России. У них все по-другому: власть на Украине может получить только тот, кого поддержит большинство на честных выборах. И это их счастье. И наша беда, что у нас честные выборы невозможны.

Именно с этой бедой призвано бороться возглавляемое мною движение – Объединенный гражданский фронт. Наша цель состоит в том, чтобы наши сограждане могли взять ответственность за свою судьбу в свои руки, чтобы гражданское общество в России могло так же, как год назад гражданское общество на Украине, сказать "нет" фальсификациям, манипулированию и обману.

Российским политологам следовало бы поменьше радоваться нынешним событиям на Украине, которые, кстати, во многом были спровоцированы Москвой. Кризис украинской власти, в отличие от кризиса власти российской, не носит системного характера. А в итоге те силы в России, которые пытались дестабилизировать обстановку в Киеве, скорее проиграли, чем выиграли. Российские олигархи, которые с благословения Кремля пошли на конфликт с правительством Тимошенко, теперь терпят экономические убытки.

Несмотря на то, что российский бизнес немало сделал для дестабилизации обстановки на Украине, он подсознательно чувствует, что на Украине, как в демократическом государстве, гораздо меньше рисков, связанных с административным ресурсом. Российские олигархи на Украине демонстрируют гораздо более твердую позицию по части судебной защиты своих активов, чем в России, где решения принимаются за кремлевскими стенами и лишь озвучиваются в суде.

Российским журналистам стоило бы поумерить свой пыл и в оценке трагической ситуации, сложившейся в Америке. Чужая беда - это хороший повод для отечественных пиарщиков вновь вылепить экранный образ мифологически всесильного министра-медведя Шойгу, который с любой проблемой справится лучше, чем американский коллега. Я никоим образом не хочу поставить под сомнение героизм простых российских спасателей, их беззаветную преданность своему делу, но совершенно очевидно, что сегодня говорить о колоссальных возможностях МЧС в стране, где аварийные службы находятся в плачевном состоянии, не приходится. Достаточно вспомнить батискаф, поднять который смогли только английские спасатели. Или ситуацию на Северном Кавказе, где ежегодно бушуют наводнения, разрушаются дамбы, сходят ледники.

Всем памятна природная катастрофа в Кармадонском ущелье. Как утверждают местные эксперты, а также адвокат матери Сергея Бодрова Игорь Трунов, гибель людей можно было бы предотвратить, если бы власти проводили регулярный мониторинг местности, перенесли бы поселения из опасных зон. Однако ничего этого сделано не было: власти Северной Осетии не нашли денег. Но если деньги и находятся, они чаще всего употребляются не по назначению: средства, выделяемые на ремонт дамб и укрепление домов, попросту разворовываются.

Но главный урок, которые должны извлечь россияне из американской трагедии, - это даже не необходимость заблаговременных мер защиты от стихийных бедствий и улучшения работы спасательных служб. Нам надо прежде всего внимательнее присмотреться к тому, как реагирует на происшедшее американское общество. С самого первого дня в США идет детальный анализ действий госструктур и властей всех уровней: от мэра Нового Орлеана до президента Буша. Глава американского государства взял на себя ответственность за все ошибки, допущенные при проведении спасательных работ, и пообещал проанализировать каждую из них, чтобы учитывать этот трагический опыт в будущем. Можно не сомневаться, что их изучат не менее досконально, чем в случае с терактами 11 сентября. Американцы понимают, что только беспощадный анализ случившегося может помочь им избежать катастрофы и наладить систему спасения.

Американцы, в отличие от россиян, готовы в полной мере спрашивать с тех, кому они доверили свою безопасность. Американское общество, в отличие от российского, в полной мере использует свое право контролировать власть и требовать от власти всеобъемлющего отчета. Увы, в России ситуация иная. Мы видим, как наши журналисты пытаются оправдать коррумпированность и некомпетентность российской власти событиями на другом континенте. Тем самым они помогают власти оставаться коррумпированной и некомпетентной, не готовой нести ответственность перед народом.

Администрация США вынуждена справляться с возложенными на нее задачами под давлением общества. Российскому обществу и российской власти такие отношения, по-видимому, кажутся неестественными. Гораздо проще и для власти, и для обывателя снять с себя всякую ответственность, погрузиться в апатию - пока не грянет гром, не прилетит "Катрина", не придут террористы.

К счастью, не все в России обыватели - некоторые уже стали гражданами. Такими же, как американцы и украинцы. И именно они будут определять будущее нашей страны.

Гарри Каспаров, 19.09.2005