статья Козлы обучения

Николай Митрохин, 27.09.2010
Николай Митрохин. Фото: Радио Свобода

Николай Митрохин. Фото: Радио Свобода

Искренне ли организаторы кампании против Вдовина-Барсенкова убеждены в том, что любой антисемитизм и вообще любая ксенофобия есть экстремизм? Почему она приобрела подобный размах – с обсуждениями в Общественной палате и даже в обычно мало интересующейся подобными историями "Российской газете"?


Комментарии
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
User kashtan12345, 27.09.2010 16:37 (#)

маразм

Настоящий маразм обнажается в нашей исторической науке. Сванидзе со товарищи - молодца! Плоды им не нравятся, а древо науки вроде бы и ничего.... . А, оказывается, и самой-то исторической науки у нас нет как таковой. Все что осталось со сталинских времен, то и профессора МГУшные считают наукой.
И учебники соответствующие пишут. Почему их на пенсию не отправят? Ужас и позор.

User nenadolyly, 28.09.2010 18:21 (#)

Маразм многоэтажный.

Статейка на редкость бестолковая. Сразу видно, где и в какие годы автор получал фундаментальное образование. Кроме наивной констатации известного тезиса «Вся история — современная история», автор продемонстрировал полнейшее пренебрежение к первоисточнику и отказался даже бегло прочесть Пособие.

С какими используемыми в пособии источниками он спорит? Какие исторические суждения изложенные в тексте опровергает автор? Да нет, для его статейки это слишком сложно. Перед нами простой светский обзор слухов, сплетен, околонаучных мнений – изложение, изложения об изложении, т.е. «осетрина не первой свежести».

User medwedb, 27.09.2010 16:45 (#)

Все тот же сомнительный принцип: "все или ничего". И получается, что ничего делать не надо, не надо бороться с отдельными проявлениями зла, пока каким-то чудодейственным способом все само не устроится.

User adig, 27.09.2010 16:56 (#)

Иск

«Национализм русской культуре отнюдь не чужд.
Арийские теории звучали из уст (даже неловко сказать) мученика Флоренского; Достоевский, вперемешку с рассуждениями о «всечеловеке», писал такое, что вполне украсило бы любую мюнхенскую дискуссию; а Василий Розанов чередовал зоологический антисемитизм с покаянным юдофильством.
Наши духовные учителя, они бесспорно гуманисты, для их национализма всегда находится высшее оправдание: когда Достоевский пишет: «Константинополь должен быть наш», он печется об универсальной православной концепции, а имперская националистическая идея выполняет служебную функцию. Авангард десятого года — это всплеск националистической идеи; антииконы Малевича и хлебниковское «Перун толкнул разгневанно Христа» в своем пафосе родственны европейскому фашизму.»
«На нашей памяти именно с этнической точки зрения переписал историю Лев Гумилев, и либеральные интеллектуалы умилялись этой, практически розенберговской, концепции. Этносы-пассионарии и этносы-химеры — вам эта конструкция ничего не напоминает?
Здесь кстати отметить и то, что высланные Лениным из Советской России философы посвятили жизнь критике большевизма, но ни один не выступил против того, что творилось в 30-е годы в Европе. Лишь Николай Бердяев в годы Второй мировой сдал паспорт Лиги Наций, просил паспорт советский и заявил, что Красная армия держит меч Михаила Архангела.
Прошли годы, обновленное русское общество вспомнило опальных мудрецов, их архивы перевезли на Родину — вот они, духовные ориентиры! И премьер Путин из всех русских философов выбрал одно имя: русского фашиста Ильина».
М.Кантор «В ожидании фюрере», Новая газета N98 от 06.09.2010 :

User whitehorse, 27.09.2010 23:53 (#)

Очень своевременно вспомнили эту тему, кстати. Такие идеи существовали в российской культуре давно. Это мы в советской школе изучали "великих гуманистов", но нам давали читать только некоторые произведения. Все ли издано у тех же Достоевского, Розанова, Бердяева? Кстати, о Бердяеве. Михаил Архангел, да. Знаете, спорно. Тем более, что тогдашняя Советская Россия с немцами вельми дружила. Гитлер пришел к власти в 33-м, на СССР фашисты напали в 41-м, нарушив при этом договор о дружбе. В 30-е годы... Мюнхен - 38-й, пакт Молотова-Риббентропа - 39-й вроде. Кто какой меч когда держал?
Тут уж скорее процитированный вами автор слегка приносит истину в ущерб политкорректности. Чтобы, типа, не утверждать, что Россия всегда претендовала на всемирное господство и превосходство русской нации. Что место арийской расы в русской ментальности занимал народ-богоносец. Но ведь это же правда. 500 лет русского фашизма, начиная с Ивана Грозного - правда. И вред наносит не она сама, а ее сокрытие властями и "политкорректными" писателями. Россияне должны непременно осознать свою проблему, иначе они никогда не будут довольны жизнью. Всегда будет мало, всегда будут лезть "воевать Левонии" и получать соответственно.
Не знаю, сколько времени провисит этот пост.

User beshbarmak, 27.09.2010 17:08 (#)

Приветствую!

"Национализм русской культуре отнюдь не чужд" - фраза, конечно, имеющая право на существование,

но не больше, чем другая фраза о другом: "Пачканье пелёнок отнюдь не противоречит

представлениям новорожденных младенцев о правилах Г.И.Гиены...

Так, к слову... Младенцы...

User semetr, 27.09.2010 18:19 (#)

Автор явно путается. С одной стороны, призывает к демократизации, сетует, что МГУ и СПГУ привилегированы. С другой стороны, призывает запретить прочим вузам печатать свои учебники (и даже подсказываеи власти: мол, обвините их в коррупции). Все к тому, чтоб предельно монополизировать историю, а значит, идеологию. Дай такому волю - Сталин ягненком покажется.
А, казалось бы, просто: напиши или порекомендуй свой учебник. А студенты пусть себе выбирают. Только нет его. Сторонники автора не умеют отвечать на вопросы времени. А вот доносы писать еще не разучились.

User spqr, 27.09.2010 23:08 (#)

Не знаю, где автор получал свое образование, но когда я получал первое образование( тот же многострадальный МГУ), при выполнении любой работы требовали использование материалов различной направленности. Без использования работ авторов разных векторов политических либо национальных предпочтений работа не тянула и на "уд". А я их делал в то время, когда историчность любой версии определялась только степенью умственного здоровья автора. Или проще - генеральная линия разрушилась и ее еще не определили...

User asperk, 28.09.2010 00:20 (#)

Автор, кстати, кандидат исторических наук, специализирующийся именно на отечественной истории XX века. А закончил он факультет архивного дела Историко-архивного института РГГУ. Где-то в середине 90-х.

(комментарий удалён)
(комментарий удалён)
User demokrat, 27.09.2010 23:32 (#)

Могут ли русские написать свою историю?

Г. Сванидзе считает ,что этот процесс нельзя пускать на самотёк.и лучше чем он никто этого не сделает.
Все остальные мои соображения не укладываются в "прокрустово ложе"модератора.

User nadejda, 27.09.2010 23:55 (#)

мне кажется что автор мог бы продолжить перечень сових вопросов ответом- нужно же с чего то наичнать и как известно, пока в РФ гром не огр

Ну как можно выгнать на пенсию всех тех поеподавателей о которых пишет автор или начать каике то изменени яв исторической науке, пока там все тихо и гладко. Лишь после скандала и власть и общество могут задуматься о переменах.
ПРичем как мне видится то в чем все обвиняют Сванидзе, а именно в обращени к Кадырову, он сделал от безысходности, понимая. что власть не будет подерживать простой наезд либералов на учебник в котром высказаны идеи разделяемые властью, а вот когда выскажется еще более сильная власть, которая при президенте в трениках разгуливает- тут то власть и почешется, да и публикаторы других подобных пособий задумаются :)

User demokrat, 28.09.2010 00:11 (#)

nadejda ,Сванидзе может обращаться к кому угодно,даже к Богу,речь не об этом.
Сванидзе пытается монополизировать право на толкование исторических событий.
Если он такой умный пусть напишет свою "историю",а мы такие глупые сравним её с тем ,что знаем.История это не порнография,здесь чем обнажённее и реальнее ,тем лучше.

User msb25, 28.09.2010 01:26 (#)

Отличная статья

отличная статья. Автор написал хорошие книги по современному русскому национализму, знает, про что пишет. Взгляд на современную историческую науку в России как на свалку с кормящимися там позавчерашними чиновниками от науки - представляется точным и непредвзятым. Спасибо.

Кажется, что изменить все это, как и многое в прогнившей и вымороченной сегодняшней России, потребует десятилетия тяжелого, подвижнического труда...

User crohobor, 28.09.2010 08:10 (#)

Заметки Crohobora

С критикой подобных учебников согласен полностью. Какова должна быть тактика борьбы с этим злом, решать не берусь. Так же, как оценивать нужного соотношения между разоблачением частностей и критикой системы. 5 марта 1953 понимал: ушел тиран. Страный человек Сванидзе. Его "Исторические хроники" до одного эпизода старался не пропускать. Автор посвятил выпуск юбилею исторического ф-та МГУ. Час восхвалений. Ни слова о том, что ф-т был инкубатором холуев, готовых трактвать историю по принципу "Как скажете" и послушно готовил иделогические кадры для любимой партии. Тешу себя надеждой, что он читае Грани.
Добавлю. Не лучше был Физфак, где готовили расправу на "академической" физикой по лысенковскому образцу. Сталину подсказали: без физики не будет Бомбы. Похоже, традиции МГУ хранит.

User nelfstor, 28.09.2010 13:09 (#)

Отличная статья

Хотя в общем-то вопросы в конце статьи бьют в цель едва ли не лучше.

User netug, 28.09.2010 13:35 (#)

"Искренне ли организаторы этой кампании убеждены в том, что любой антисемитизм и вообще любая ксенофобия есть экстремизм?"
Публичное выражение антисемитизма и ксенофобии - это экстремизм.

"Почему она приобрела подобный размах – с обсуждениями в Общественной палате и даже в обычно мало интересующейся подобными историями правительственной "Российской газете"? Случайно или нет, что она совпала с массированным и энергичным наездом прокуратуры на все реально действующие правозащитные организации, ибо последние два года правильные, все более либеральные слова с телеэкрана оборачиваются все большим зажимом демократических институтов на практике?"
На первый вопрос ответа дать не могу, а на второй: о каких "институтах" Вы говорите?

"Какой смысл, имея за плечами недавно проигранное дело Сахаровского центра, проблемы которого, напомню, начались с того, что он подал (абсолютно обоснованно) заявление на погромщиков, играть с прокуратурой в те же игры?"
Это другие игры...

"Тем более кому в данном случае угрожали Вдовин с Барсенковым? Более ли они опасны для общества, чем такие известные антисемиты, как Александр Проханов и Максим Шевченко – постоянные гости "Эха Москвы", выступившего одним из главных рупоров кампании против учебного пособия?"
Более, т.к. передачи с участием Проханова или Шевченко можно не слушать, а по учебнику, буде на то воля препа, студент отвечать обязан.

"Разве Удальцов и Лимонов, с которыми Людмила Алексеева (подписавшая письмо в защиту Сванидзе, о котором далее) участвует в митингах протеста, меньше склонны отрицать сталинские преступления, чем Вдовин?" Что из этого следует? Митинги протеста имеют какое-то отношение к Сталину, антисиметизму и ксенофобии?

"Обращали ли инициаторы кампании внимание на то, что в любом книжном магазине исторический раздел на 80-90% заполнен литературой, ничем не отличающейся от писаний упомянутых авторов? Не возникало ли у них каких-либо мыслей по поводу изменения этой ситуации в принципе?"
Подобная кампания несколько изменяет ситуацию. Первый шаг к "изменению ситуации в принципе".

"И твердо ли они были уверены, что кампания против Вдовина и Барсенкова приведет к их увольнению из университета,"
А разве это было целью кампании?
"а даже если они будут уволены, это улучшит ситуацию на истфаке МГУ, который, равно как и университет в целом, давно уже имеет в профессиональном кругу славу "политически консервативного" учреждения?"
Конечно. Опять таки, это будет первый шаг. Если за ним последует десяток других, ситуация изменится коренным образом.

User asperk, 28.09.2010 15:03 (#)

Соглашусь полностью. С чего-то надо начинать, чтобы хотя бы появилась надежда, что ситуацию можно изменить. Ведь это первая публичная порка ксенофобов в университетских мантиях.

User d44yuriy, 28.09.2010 15:59 (#)
10546

Согласен

Я думаю, власти просто проглядели эту кампанию, иначе они бы живо "укоротили" Сванидзе. Вероятно, они не поняли, что такой "учебник" - как раз то, что им настоятельно необходимо, а его критики посягнули на самое "святое" в современных российских властных реалиях.

User uralochka, 29.09.2010 09:55 (#)

Заметки по советской истории

История с историей
краткая повесть с прологом и эпилогом
Пролог
История имеет свойство повторяться. В основном, в виде фарса. Это один знаменитый еврей подметил. В нашем случае ФАРСификация истории – явление многоразовое и психозное. Медицине не подвластное. Для общества опасное. Читайте, впрочем, сами.
Часть 1. Кому он нужен, этот Васька?
Жил-был Васька. Не тот, который кот, а который - повар. Они просто тёзки, и ничего более. Повар Васька, он был юрист и подвизался на ниве учености. Профессор кислых щей (далее - пкщ). Как известно, прокисшие щи – продукт испорченный, дух имеют смрадный и для здоровья опасны. Этими щами профессор Васька кормил будущих милиционеров в славном городе С-Петербурге. Учил их уму-разуму.
Блюдо профессора-повара имело конкретное название: «История отечественного государства и права». Учебник жизни. Или поскромнее – учебное пособие. «Пособие» пособляло молодым правоохранителям понять, кто есть истинный враг «отечественного государства». Не грабители, бандиты, насильники, убийцы, а - «мировой сионизм». Сионистский враг ставил своей конечной целью угробить «отечественное государство». И угробил-таки! Геноссе Гитлер в подметки не годился этому чудовищу. Фюреру великий Советский Союз не по зубам оказался. Но мечту геноссе фюрера воплотил в жизнь «мировой сионизм», - и не стало «отечественного государства». Такая вот трагическая история, состряпанная на Васькиной кухне.
«Мировой сионизм»– старший брат фашизма», - утверждает профессор кислых щей. То есть, пкщ Васька навязал лютому антисемиту Адольфу в близкие родственники сиониста Теодора Герцля. О несчастный фюрер, сгоревший в бензиновом пламени в неравной схватке с «мировым сионизмом»! Прости неразумному пкщ Ваське его параноидальный бред! Он собственных щей объелся!
Описанной драмой отнюдь не исчерпаны трагические эпизоды в истории «отечественного государства». Задолго до неё (драмы) мохнатая рука «мирового сионизма» заслала к нам своего «казачка» - агента Льва Троцкого. Этот Лев в точном соответствии с полученными инструкциями учинил на отечественных просторах планетарное безобразие – Великую Октябрьскую социалистическую революцию. ??! О, сколько нам открытий чудных…. Ай, да Троцкий! Ай, да сукин сын! Какой матерый человечище! Товарищи Ленин и Сталин, отложите Краткий Курс, отдыхайте покуда. Вы отныне не у дел! Без вас она, о которой так долго говорили большевики, свершилась. Все ваши лавры пкщ Васька отдал иудушке Троцкому и «мировому сионизму». Мало им, что ли, Карла Маркса с его всепобеждающим учением?!
Но и это не все. Пкщ Васька ещё раз умудрился отобрать у товарища Сталина честно заработанные лавры. Он стыдливо умолчал о единственном добром деле отца народов: пособничестве в создании сионистского государства. Не из любви к евреям, само собой, но все же…. Кабы не товарищ Сталин - победитель геноссе Гитлера, не известно ещё, как оно всё обернулось бы с этим сионистским образованием. А Васька, плут, об этом – молчок! Товарищ Сталин типа тут не при делах. Вождь этого страсть как не любил, чтобы - не при делах! Васька-то, конечно, из добрых побуждений помалкивал, не хотел раскрывать государственную тайну: связь товарища Сталина с мировым сионизмом. Вроде бы не к лицу такое вождю народов, оно у него и без того с отметинами. Но товарищ Сталин, вряд ли, принял бы во внимание благие Васькины намерения. Крут был вождь в борьбе за лавры. Чужие себе присваивал, а уж лично заработанные… расстрелял бы Ваську своею сталинской рукой!
Конец у этой поварской истории обещал быть светлым. На одном высоком совещании Президенту преподнесли васькину «Историю отечественного государства» с прилагаемым правом. Дабы убедился, сколь сильны в этих вопросах наши «профессора». Там ведь не только пкщ Васька значится, у него еще и рецензенты, и консультанты числятся по этой же кухонной науке. Солидный труд состряпали общими усилиями. Отечественная профессура, туды её в качель! Вот и теплилась надежда, что «подарочек» этот не пройдет мимо внимания Президента. Он хоть не историк, но тоже юрист и профессор. Вот прочтет, мечталось, Президент васькин труд да и спросит: кому он нужен, этот Васька?
Часть 2. Тех же щей пожиже влей!
Светлым конец, однако, не получился. Знать, не прочитанным остался васькин труд. История - в который раз! - заФАРСировала. Два ученых профессора истфака МГУ, оба Александры, (или просто – Саньки) сочинили учебник про историю России с 1917 года до наших дней. В духе васькиных кислых щей. Пособие для юношества альма-матер. Только именами и отличаются эти два Саньки от пкщ Васьки. В остальном – полнейшая ФАРСификация кислых щей. Есть, правда, ещё третий Александр с учебником для школьных шалунов – про эффективного менеджера. В этом сочинительстве принимал посильное участие один из Санек. Скандал тогда вышел нешуточный. Историю с эффектменеджером потихоньку свернули, и рекомендовать к употреблению больше не стали. Ради духовного здоровья подрастающего поколения.
Оба наших Саньки, однако, глазом не моргнули. С упорством ученых маньяков они в третий раз переиздали свою стряпню для юношества про историю России. Товарищу Сталину отведена в ней почетная роль мудрого вождя. Все его дела заправского менеджера и уголовника оправданы и нашли достойное объяснение. Тут, я думаю, и корпоративный интерес имелся. Вождь, как никак, тоже был большой ученый (плоды его «научных» трудов мы до сих пор пожинаем: грузим навоз).
Но вот с национальным вопросом у корифея получилась большая загогулина. Мучения геноссе Гитлера на эту тему не миновали отца народов. Лакею своему, «каменной заднице», повелел он гнать евреев взашей из наркомата. И в других областях жизни тоже гневался насчет них.
Ах, как Саньки его понимают! Вот и усопший ныне претендент в духовные наставники нации, сокрушитель ГУЛАГа, терзался теми же болями. Целую бухгалтерию открыл: где и сколько их понапихано. Саньки тоже свою бухгалтерию развернули для убедительности. Век воли не видать! Заполонили всё и вся! Нарядившись в белые халаты, чуть не поубивали всю руководящую верхушку вместе с мудрым вождем. Ох, злодеи, злодеи… Кругом они, евреи…. А войну, между прочим, пересидели в известном Ташкенте…. С гнилым Западом вась-на вась, космополиты чертовы…. Поневоле вождю и учителю пришлось исправлять «неправильности» в национальном вопросе. А вы, как думали?!
Другим тоже досталось от ученых Санек. Пока всесоюзный менеджер эффективно вёл свои армии к Победе над бывшим коварным другом, несознательные воины отдельных народов дезертировали в большинстве своем с полей сражений. Предатели! Так что, кару свою вполне заслужили эти народы при исправлении «неправильностей». Декан, рецензенты, консультанты – все в единодушном одобрям-с от профессорских изысканий, стандарты ученого труда соответствуют запросам мозгов. Светила, блин, короче говоря!
Снова скандал. Комиссия собиралась, разбиралась, возмущалась. Оказалось, Саньки эти, цифры и факты не проверяли. Историю они пишут по эксклюзивным представлениям, а не в соответствии с какими-то там фактами и цифрами.
Если серьезно, - изданный так называемыми профессорами учебник для студентов, вполне подпадает под определенные статьи Уголовного Кодекса. Прокурора на них нет. Почему-то.
Эпилог
Без эпилога. Нынешнее поколение российских евреев не будет жить при счастливом эпилоге.
10.09.10. г

User kocymi4, 28.09.2010 15:28 (#)

добротный ответ на серьезные вопросы. Единственное, что хотел бы добавить - почему автор сомневается в искренности "организаторов этой компании"?

User nenadolyly, 28.09.2010 18:35 (#)

"_почему автор сомневается в искренности "организаторов этой компании"?_"

Вчитайтесь:

"Искренне ли организаторы этой кампании убеждены в том, что любой Х-итизм и вообще любая Y-фобия есть экстремизм?"

Публичное выражение Х-изма и Y-фобии - это экстремизм.

User uralochka, 29.09.2010 07:58 (#)

Профессора кислых щей

татья очень правильная. Этот учебник - повод, чтобы поставить проблемы российского образования во весь рост, что автор и делает. Но это не значит, что выход подобных "учебников" надо оставлять без внимания. В прошлом году шум был вокруг учебника "История отечественного государства и права" для будущих правоохранителей С-Петербурга, тоже какой-то малограмотный профессор издал. У него вообще допотопный хлам опубликован. И все это, действительно, остается бурей в стакане воды, а ксенофобские и антисемитские настроения в обществе нарастают. Никакой ЕГЭ ничему не поможет, пока в таком состоянии находятся умы под воздействием водовиных, барсенковых, прохановых, шевченков, дугиных и проч. Пока не поступит команда из Кремля, ничего супротив них делаться не будет. А должно быть наоборот: Кремль под воздействием общественной дискуссии должен принимать решения, а Дума - законы. Но Дума у нас - не место для дискуссий. А Кремль занят борьбой с Лужковым. Так что, не до проблем образования. А разруха в головах, по профессору Преображенскому, уже давно началась и идет семимильными шагами. О чем красноречиво свидельствуют "профессорские" учебники.
Очень хотелось бы, чтобы статья Н. Митрохина не осталась незамеченной и из неё были бы сделаны необходимые выводы и последовали действия.

User mudrlant, 20.12.2010 10:05 (#)

Автор абсолютно убедителен.Есть правда одно "но",ничего общего с автором не имеющего - не пора ли и Граням перестать предоставлять свои площадки "либеральным" псевдоисторикам.И дело не в цензуре.Их мифотворчество найдете везде.А вот серьезнейшие вопросы истории страны отдавать на откуп "делателям собственного уюта" просто нельзя,слишком опасно,что и показывают события последних дней.

(комментарий удалён)

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: