статья Демагогическая партия

Владимир Абаринов, 02.03.2016
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Одно время в рунете была популярна цитата, приписываемая Черчиллю: "Фашисты будущего будут называть себя антифашистами". Разумеется, Черчилль ничего подобного не говорил. Несложные поиски приводят к Хэлфорду Лаккоку, популярному в свое время протестантскому проповеднику и профессору богословия Йельского университета. Он был крупным моральным авторитетом довоенной Америки. Чуть ли не каждую его проповедь излагала New York Times. 11 сентября 1938 года он и произнес слова, процитированные газетой:
Когда и если фашизм придет в Америку, на нем не будет ярлыка "сделано в Германии" или клейма в виде свастики. Он даже не будет называться фашизмом. Он будет, разумеется, называться "американизмом".

Преподобный Лаккок был политически активным человеком. Он требовал от президента Рузвельта сделать все возможное, чтобы не допустить расправы Франко над поверженными республиканцами, выступал против дискриминации евреев и афроамериканцев, неустанно убеждал соотечественников, что в атмосфере Америки растворено слишком много взаимной ненависти и подозрительности. В проповеди, из которой взята цитата, он говорил о том, что высокопарное выражение "американский образ жизни" присвоят себе люди, которые будут твердить ее в своекорыстных интересах, истерически педалировать предрассудки и страхи, а тем временем лишать американцев гражданских свобод.

Тогда, как и сейчас, мало кто из американцев допускал, что в Америке возможен фашизм. Одним из допускавших был писатель Синклер Льюис, опубликовавший в 1935 году роман "У нас это невозможно", в котором описано стремительное восхождение к власти сенатора-популиста Базза Уиндрипа. Избранный президентом, Уиндрип устраивает в стране диктатуру. Критика приняла книгу прохладно, как агитку против сенатора от Луизианы, отчаянного демагога Хьюи Лонга, который собирался в президенты в 1936 году. Но сегодня самое время освежить ее в памяти.

Сенатор был откровенно вульгарен, почти безграмотен, ложь его легко поддавалась разоблачению, его "идеи" были форменным идиотизмом, его знаменитое благочестие было набожностью коммивояжера, торгующего церковной утварью, а его пресловутый юмор - хитрым цинизмом деревенского лавочника.(Перевод Зинаиды Выгодской.)

Всякий, кто слышал речи Дональда Трампа, согласится, что это идеально точное их описание. А вот что говорит главному герою, журналисту Дормэсу Джессапу, его сын:

- Послушай, папа! Ты не понимаешь сенатора Уиндрипа. Конечно, кое в чем он демагог... много кричит о том, как он повысит подоходный налог и захватит банки, но он этого не сделает, конечно... это только приманка для тараканов. А что он сделает - и, может быть, только он и способен сделать это, - он защитит нас от этих большевиков, которые рады были бы сунуть всех нас, едущих на пикник, и вообще всех порядочных, чистоплотных людей, привыкших жить каждый в своей комнате, в общественные спальни и заставить нас варить щи на примусе, поставленном на кровать! Да, да! А может быть, и вовсе "ликвидировать" нас! Да, сэр, Берзелиос Уиндрип - вполне подходящий парень, чтобы расправиться с этими подлыми, трусливыми еврейскими шпионами, которые корчат из себя американских либералов!

Президентская кампания Базза Уиндрипа идет как по нотам. И я не вижу в ней такого, что было бы невозможно в современной Америке. Избирается он не от одной из двух главных партий, а от "Лиги забытых людей". Такое движение в США сегодня есть - это "партия чайников", Tea Party. Недавно политолог Мария Снеговая назвала электорат Трампа "лузерами глобализации".

На мероприятиях Трампа этот живописный электорат представлен во всей красе: тетеньки с прическами, как у Элизабет Тейлор в фильме "Кто боится Вирджинии Вулф?", дяденьки, непохоже изображающие Элвиса, многодетные домохозяйки, которых в Америке называют "футбольными мамашами". Малообразованные люди рабочих профессий, действительно пострадавшие от глобализации, тоскующие по той Америке, которой уже нет и никогда не будет.

Один внимательный наблюдатель сказал недавно, что в главном лозунге Трампа "сделаем Америку великой опять" ключевое слово - "опять". Их идеал - "добрая старая" Америка 50-х годов прошлого века. Страна, в которой белый англосаксонский протестант был полноправным хозяином. Дэвид Брукс в книге "Бобо в раю" хорошо описывает правящий класс того времени:

И пусть истеблишмент той эпохи не был и вполовину столь закрытым сословием, каким были элиты прошлого, - Вторая мировая нивелировала многие барьеры, - высшему обществу 1950-х по-прежнему был свойственен бытовой антисемитизм, расизм, сексизм и тысяча других неписаных законов, которые закрывали двери перед всеми, чья генеалогия не соответствовала требованиям... Кроме прочего, эта элита обладала способностью доводить амбициозных выскочек, не имевших правильного воспитания, - таких, как Линдон Джонсон и Ричард Никсон, - практически до безумия... Когда сенатор Барри Голдуотер захотел поиграть в гольф в клубе "Чеви Чейз", ему напомнили, что клуб закрытый. На что он, по легенде, ответил: "Я еврей всего наполовину - может, позволите пройти хотя бы девять лунок?"

Даже если ты не принадлежал к элите и не учился в университетах Лиги плюща, у тебя, будь ты даже горьким забулдыгой и люмпеном, было неоспоримое преимущество - ты был белым, а все цветные знали свое место, а если мужчиной, то и твоя жена дальше кухни и детской носа не высовывала. Вот почему сексистские репризы Трампа, его выпады против мексиканцев и мусульман, ужасающие приличную американскую прессу, имеют такой успех в аудитории "чайников". То-то они говорят в репортажах, что "устали от политкорректности".

Этот электорат уже показал себя в 2010 году, на промежуточных выборах. Тогда избиратели демократов, особенно молодые и представители меньшинств, все еще пребывавшие в эйфории по случаю победы Барака Обамы, не пошли голосовать, а "чайники" явились в полном составе и учинили демократам полнейший разгром, какого Америка не знала с 1948 года (только тогда демократы разгромили республиканцев). Конгресс оказался под полным контролем Республиканской партии, республиканцы получили контроль в законодательных собраниях большинства штатов, большинство губернаторских постов тоже заняли республиканцы. Вожди республиканцев уверовали в свой мандат и потеряли всякую договороспособность. Партия закоснела. Умеренные члены фракции, прежде искавшие и успешно находившие компромисс с оппонентами, уступили авансцену железобетонным сторонникам твердой линии. Да и демократы опустили руки, вернее, разводили ими, появляясь на публике - мол, вы же видите... Это был пролог нынешней драмы. В 2012 году Обама был переизбран, но в Конгрессе расклад сил почти не изменился.

К Трампу долго относились как к мыльному пузырю, который вот-вот лопнет, не выдержав серьезной конкуренции с матерыми политиками. Публика откровенно забавлялась - она привыкла видеть его в качестве продюсера и главного героя реалити-шоу, которое почти 15 лет не сходило с телеэкранов. Веселились, глядя на ужимки клоуна, но клоун оказался злой и не шутил.

Сегодня руководство Республиканской партии пребывает в смятении и панике - оно не знает, как остановить его. Популярности экстравагантного бонвивана способствовал миф о его предпринимательских талантах (на самом деле он брал нахрапом и наглостью - его долги были так велики, что инвесторы предпочитали не банкротить его, а ссужать новыми кредитами), а также ярлык опасного социалиста, который навесили на кандидата демократов Берни Сандерса, успешно конкурирующего с Хиллари Клинтон. Социализм - это жупел, которым американцы пугают сами себя, рассуждая при этом точно так же, как герой романа Льюиса с его "щами на примусе".

Один из виднейших идеологов неоконсерватизма Роберт Кейган обвиняет в неожиданном взлете Трампа именно боссов партии. Он сравнивает руководство республиканцев с Эдипом, который узнает от оракула, что Фивы, в которых он царствует и которые страдают от моровой язвы, наказаны за его собственные грехи. "Трамп - не случайный сбой, - пишет Кейган. - Он не захватил Республиканскую партию или консервативное движение, если таковое вообще существует. Это скорее порождение самой партии, чудовище Франкенштейна, в которое партия вдохнула жизнь, вскормила его, а теперь ему хватает сил, чтобы уничтожить своего создателя". Да, партия расплачивается за свой многолетний оппортунизм, тупое упрямство, нежелание видеть и понимать необратимые перемены в обществе.

Вот пример из последних. После смерти члена Верховного суда Антонина Скалиа голоса там распределились ровно поровну между либералами и консерваторами. В таком составе суд недееспособен. Но республиканцы в Сенате приняли решение не утверждать судью, назначенного президентом Обамой. Это значит, что еще почти год суд будет не в состоянии принимать решения по важнейшим делам. Лидерам республиканцев даже не приходит в голову, что своей упрямой обструкцией они безо всякого Трампа разрушают систему баланса трех ветвей власти, без которой нет американской демократии. Они бездарно разбазарили политический капитал, нажитый Линкольном и Рейганом. И никто уже не удивляется, что в поддержку Трампа выступают явные расисты и неонацисты и что каждый пятый сторонник Трампа отрицательно относится к освобождению рабов во время Гражданской войны 1861-1865 годов.

Но виноваты не только вожди республиканцев. Виновата пресса, которая с утра до ночи даром показывает Трампа, как занятное зрелище, в то время как другие кандидаты платят огромные деньги за рекламное время. Виноваты лидеры демократов, которые во что бы то ни стало хотят выдвинуть в президенты Клинтон, хотя по всем опросам Сандерс способен соперничать с Трампом лучше, чем она. Клинтон - это вчерашний день Америки, а Сандерс - завтрашний. Виноваты все те, кто не дает себе труда задуматься о последствиях своего поддакивания Трампу (а среди них есть люди и умные, и расчетливые). Они, вероятно, утешают себя тем же, чем герой Льюиса, - что из того, что Трамп обещает, он сделает только хорошее, а плохого делать не станет. Обзаведется умными советниками, они ему растолкуют, что к чему..

Какие советники? Он себя считает гением всех времен и народов, его распирает непомерный нарциссизм. Он никого не будет слушать и из обещанного исполнит только плохое. Америка превратится в маргинальное государство, отгородившееся от всего света пограничной стеной. Американское лидерство будет утрачено навсегда. Мировой порядок обратится в многополярный хаос. Об участи американской демократии я лучше промолчу. Желающие могут продолжать занимательную футурологию.

Супервторник существенно приблизил Дональда Трампа к цели.

Владимир Абаринов, 02.03.2016


новость Новости по теме