статья Трудности перевоза

Владимир Абаринов, 21.07.2010
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

В деле ростовского пилота Константина Ярошенко, арестованного в Либерии и экстрадированного вместе с предполагаемыми сообщниками в США, пока еще много неясного. Но вряд ли стоит напускать дополнительного тумана и запутывать публику окончательно, как это делает его адвокат Александр Боженко.

Прежде всего непонятно, отчего российский МИД спохватился так поздно. Ведомство федерального прокурора по Южному округу штата Нью-Йорк Прита Бхарары опубликовало пресс-релиз на эту тему еще 1 июня, а наутро в New York Times появилась статья, излагающая подробности американо-либерийской операции "Беспощадный", в ходе которой в Монровии были арестованы семь человек по обвинению в незаконном обороте наркотиков.

Согласно информации, которую прокурор счел нужным огласить, Константину Ярошенко вменяется соучастие в переброске крупных партий кокаина ("тысяч килограммов") по воздуху из Южной Америки в Западную Африку и оттуда в Европу. Александр Боженко напрасно показывал на пресс-конференции старый загранпаспорт своего клиента, в котором отсутствуют американская и либерийская визы, а следовательно, мол, Ярошенко никогда не был в США, а в Либерии оказался впервые в жизни. Во-первых, паспорт старый, перестал быть действительным в апреле позапрошлого года, а во-вторых, никто и не обвиняет Ярошенко в том, что он возил наркотики из Африки в США.

Мексиканские наркокартели, которые в настоящее время доминируют на международном кокаиновом рынке, используют страны Западной Африки как транзитный пункт для доставки товара в Европу. Согласно последнему ежегодному докладу Управления ООН по наркотикам и преступности, в последние годы потребление в Северной Америке сокращается, а в Европе растет. Сейчас эти два рынка приблизительно равны. "США миновали пик потребления в 98-99 годах, - говорил недавно на презентации доклада в Нью-Йорке исполнительный директор управления Антонио Мария Коста, - от 500 тонн в год тогда до 165 сегодня. В Европе в 2008 году потребление достигло 144 тонн". Для удовлетворения этого спроса из Южной Америки в Европу было вывезено в том же году 212 тонн кокаина - это четверть всего объема производства. В денежном выражении объем европейского кокаинового рынка составляет 34 миллиарда долларов, североамериканского - 37 миллиардов. Кроме того, растет потребление в самой Африке. Наркобаронам нет ни смысла, ни расчета возить кокаин в Америку через Африку. В США он доставляется напрямую, чаще всего морем, и не только надводными судами, но и субмаринами вроде той, что нашли не далее как 2 июля в эквадорской сельве. Так что не исключено, что в следующий раз в лапы американских палачей попадется уже не российский летчик, а российский моряк-подводник.

Вернемся к Константину Ярошенко. Участники пресс-конференции в Ростове-на-Дону почему-то ничего не рассказали нам о том, чем занимался в Африке российский летчик, по контракту с какими компаниями и в каких странах работал. Жена Ярошенко Виктория произнесла загадочную фразу: "В Либерию его пригласили на смотр самолета", которая ни в коей мере ничего не объясняет: кто пригласил, какой такой "смотр"? Арест, по словам Александра Боженко, был произведен с грубыми процессуальными нарушениями: "Он был арестован неизвестными лицами в гостиничном номере, шестью взрослыми мужчинами. У него были изъяты российский внутренний паспорт, загранпаспорт, летное удостоверение, мобильный телефон". Вероятно, адвокат ожидал, что арестовывать 41-летнего мужика придут дети или женщины. Вряд ли может считаться зверской расправой и изъятие у арестованного удостоверений личности и средств связи. Адвокат поведал также, что плененного пилота раздели догола, заковали в "ручные и ножные наручники" (неужто есть такие?) и посадили на стул без одной ножки, на коем и продержали несчастного двое суток без воды и возможности справить нужду - требовали подписать некие документы. Измученный авиатор в конце концов их подписал, после чего был доставлен в Нью-Йорк.

Рискну предположить, что Ярошенко раздели, чтобы переодеть в тюремную робу, а не держали голым двое суток. Что он все это время терпел без воды и туалета - сомнительно. А вот в колченогий стул верю. Положительно издевательство. Наконец, лишено смысла заявление г-на Боженко о том, что власти США не допускают российских адвокатов к защите Ярошенко - им отказано в продлении виз. Российские адвокаты и не могут быть допущены к работе в американском суде - для этого им нужна американская адвокатская лицензия.

В настоящее время у Константина Ярошенко нет проблем с доступом к сотрудникам генконсульства РФ в Нью-Йорке. Они его регулярно навещают и подыскивают адвоката-американца. Как и четверо его подельников, летчик виновным себя не признал.

Насколько можно судить по пресс-релизу прокуратуры, Ярошенко не участвовал в попытке подкупа высокопоставленных либерийских чиновников, в числе которых был и сын президента Либерии Фумба Серлиф, один из главных силовиков страны. В переговоры с ним и его заместителем вступили в октябре прошлого года. Общая сумма взятки в обмен на возможность ввезти в Либерию две тонны кокаина составила 1,6 миллиона долларов, задаток - 200 тысяч. Но сознательный сын, как сказал на брифинге один из руководителей Управления США по борьбе с наркотиками Рассел Бенсон, возглавлявший операцию, "поставил закон выше взятки и позвонил нам". С этого момента Фумба Серлиф подключился к операции в качестве подсадной утки.

Семейству Серлиф самое время ставить закон выше. 1 июля другой сын президента, Чарльз, предстал перед судом по обвинению в растрате казенных средств на собственные прихоти. Будучи одним из директоров Центрального банка Либерии, он будто бы взял да и перевел более миллиона долларов из бюджета на свой персональный счет.

Впрочем, на недавней встрече Барака Обамы с президентом Эллен Джонсон-Серлиф, прозванной у себя на родине "железной леди" и обвиняемой в беззастенчивом непотизме, такие скользкие вопросы не затрагивались. Любопытно, что встреча состоялась день в день с арестами в Монровии, а Обама в своем заявлении для прессы высоко оценил личный вклад Джонсон-Серлиф в борьбу с наркобизнесом.

Виктория Ярошенко и Александр Боженко уверяют, что все приключившееся с российским пилотом - какое-то кафкианское наваждение, что он не имеет ничего общего с наркокурьерами. Неужели Константина Ярошенко с кем-то перепутали? В этом случае установить истину в суде будет нетрудно. Обвинение говорит, что располагает аудио- и видеоматериалами, изобличающими подозреваемых. Если агенты Управления по борьбе с наркотиками или их либерийские коллеги обознались, волноваться не о чем. Да и к американским стульям у Ярошенко претензий как будто нет.

Владимир Абаринов, 21.07.2010


новость Новости по теме