статья Счастливый несчастный случай

Владимир Абаринов, 18.05.2010
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

- А что это за шаги такие на лестнице? - спросил Коровьев, поигрывая ложечкой в чашке с черным кофе.
- А это нас арестовывать идут, - ответил Азазелло и выпил стопочку коньяку.
- А, ну-ну, - ответил на это Коровьев.

"Мастер и Маргарита"

А ведь как было бы мило со стороны террористов, если бы они оставляли на месте преступления если не паспорт, то хотя бы визитную карточку! Но они почему-то не хотят оказать такую любезность правоохранительным органам, путают следствие, прячут концы в воду. Органы буквально с ног сбиваются, разыскивая виновных.

Между моментом, когда на нью-йоркской Седьмой авеню был обнаружен автомобиль с бомбой замедленного действия, и арестом террориста Фейсала Шахзада в аэропорту имени Джона Кеннеди прошло 53 часа 20 минут. Казалось бы, блестящий результат. Тем не менее результат этот объясняется случайным стечением обстоятельств и суммой ошибок, допущенных террористом.

Бомба, заложенная Шахзадом, должна была взорваться в самом людном месте Нью-Йорка в самый людный час и день недели - 1 мая в субботу ранним вечером, когда публика неспеша приближается к бродвейским театрам. Автомобиль на углу Седьмой авеню и 45-й улицы, из салона которого валил дым, первыми заметили уличные торговцы и показали его конному полицейскому патрулю. Внедорожник Nissan Pathfinder был припаркован небрежно, у него работал мотор и мигали поворотники, как будто хозяин выскочил на минуту купить сигарет.

Естественно, первым долгом машину обезвредили: оцепили близлежащие кварталы, эвакуировали здания, вскрыли салон специальным роботом и потушили пламя. На полу салона валялось взрывное устройство с часовым механизмом. Провода от него тянулись к канистрам с бензином, лежавшим на заднем сиденье, и к баллонам с пропаном в багажнике. Была еще коробка с фейерверками, которые несомненно добавили бы теракту зрелищности, если бы на бдительность нью-йоркского лоточника, торгующего майками с надписью I love NY.

Стали искать владельца Nissan. Это было не так просто. Номерные знаки оказались крадеными, серийный номер с приборной панели удален. Тогда кинулись в магазины, где куплен или мог быть куплен товар - баллоны с газом, часы, фейерверки и прочее. Но если покупатель расплачивался наличными, а у продавца слабая память на лица, то эта нить обрывается очень быстро, что и произошло в данном случае.

Тогда стали смотреть записи камер наружного наблюдения и очень скоро увидели подозрительную личность. Как раз около того времени, когда на 45-й улице был припаркован Nissan, в переулке между 45-й и 44-й, удаляясь от места парковки, появился высокий мужчина средних лет с лысиной на макушке. Прислонив к столбу сумку, он через голову снимает рубаху темного цвета, остается в красной футболке и уходит довольно быстрым шагом, на ходу засовывая рубаху в сумку и тревожно озираясь.

След оказался ложным, но покуда полиция поняла это, ушло немало драгоценного времени. На записи указан номер камеры - 12. А всего таких камер в промежутке между 34-й и 51-й улицами и Восьмой Авеню и Авеню Америк (то есть 18 кварталов вдоль Манхэттена и два поперек) установлено 82 штуки.

Нельзя сказать, что два главных городских начальника, мэр Майкл Блумберг и глава департамента полиции Раймонд Келли, в эти часы находились вне досягаемости. Они присутствовали на обеде для прессы, который раз в год дает в Вашингтоне президент США. Сотовый телефон Келли зазвонил около восьми, то есть примерно через полтора часа после обнаружения машины с бомбой. Келли направился к столу, за которым сидел Блумберг, и сообщил ему об инциденте. Оба джентльмена, однако, никуда не тронулись. Они покинули зал лишь тогда, когда торжество приближалось к завершению, в 10:55, и на частном самолете мэра прибыли во вверенный им город в первом часу ночи. Прямо из аэропорта, не снимая смокингов, будто и впрямь с бала ста королей, Блумберг и Келли направились непосредственно на место происшествия, где в невзрачном складском помещении следствие развернуло временный штаб, и оттуда принялись наконец руководить.

Тем временем кто-то сообразил - быть может, это был Блумберг или Келли, - что серийный номер имеется не только на приборной панели автомобиля, но и на других частях механизма - двигателе и раме. Именно так в феврале 1993 года напали на след террористов, устроивших взрыв в гараже под Всемирным торговым центром. Машину тогда разорвало на части и сильно покорежило, не все цифры удалось разобрать, и все же наводка оказалась точной. В данном случае Nissan просто отбуксировали в полицейский гараж, поставили на ремонтную яму и прочли номер.

Имея серийный номер, как будто уже нетрудно установить владельца. Но нью-йоркская полиция смогла сделать это только к шести вечера в воскресенье. Владельцем Nissan оказался житель города Бриджпорт в штате Коннектикут. К нему приехали в тот же вечер. Он сказал, что подарил машину своей 19-летней дочери. Дочь сообщила, что продала Nissan ровно за неделю до происшествия на Таймс-сквер, 24 апреля.

Покупатель нашел ее по объявлению в Крейгслисте. Его имени она не знает. Выглядел как араб или латиноамериканец. Расплатился наличными, банкнотами по сто долларов. Она просила за машину 1800 - сторговались за 1300. Сделка была заключена на автостоянке. Покупатель не проявил ни малейшего интереса к техническому состоянию автомобиля. А где договор купли-продажи (в Коннектикуте при покупке машины с рук такой документ необходим для ее регистрации)? А он сказал, что ему не нужно никакого договора.

Ситуация осложнилась. К свидетельнице приехал полицейский художник-физиономист. Получившийся портрет стали сверять с базами данных на лиц, подозреваемых в связях с террористами. Между тем кому-то пришло в голову осведомиться: ведь звонил же покупатель владелице Nissan - так вот с какого номера? В телефонной памяти и впрямь остался номер, но оказалось, что это одноразовый мобильник с предоплатой, купленный в супермаркете - имя владельца такого аппарата нигде не фиксируется - и активизированный 19 апреля. Опять стали сверяться с базами данных и установили, что этот номер был указан в анкете в качестве домашнего пассажиром, прилетевшим в США из Эмиратов 3 февраля. Пассажиром этим был Фейсал Шахзад, возвращавшийся из Пакистана. Это была его крупнейшая ошибка.

В базе изображений агенты ФБР отобрали шесть фотографий, похожих на рисунок, сделанный со слов девушки, продавшей Nissan. Показали ей - она выбрала один снимок, опять же Шахзада. Дело было уже в понедельник.

Оказалось, Шахзад снимает квартиру в том же Бриджпорте. Попробовали ключи, найденные в машине, - они подошли к входной двери. Кусочки пазла совпали окончательно. Вскоре появился и сам Шахзад – вернулся на другой машине с продуктами из магазина.

Арестовывать его не стали. Решили понаблюдать, не встретится ли он с сообщниками. И, как водится, упустили.

В тот же день, 3 мая, вечером Шахзад сел за руль и отправился на юг - как выяснилось впоследствии, в нью-йоркский международный аэропорт имени Джона Кеннеди. По дороге он по телефону забронировал билет на рейс авиакомпании Emirates Airlines в Исламабад через Дубаи, вылетающий в 11:00 вечера. В какой момент ФБР потеряло его, неизвестно. Представители следствия уверяют, что след был потерян на короткое время, не более часа, но есть основания усомниться в этом.

3-го же мая в половине первого пополудни, как только была установлена личность Шахзада, его имя было внесено в стоп-лист, дабы он не мог покинуть страну. Именно это он и собирался сделать. Позднее ФБР разослало авиакомпаниям, в том числе эмиратской, циркуляр, в котором предлагалось обратить особое внимание на последние обновления в списке. Тем не менее в 7:35 вечера Шахзад преспокойно купил билет в аэропорту, расплатившись опять-таки наличными (билет стоит около 1300 долларов). Кассиры некоторых авиакомпаний в таких случаях сообщают куда следует. Кассир Emirates тоже сделал это, но спустя несколько часов, когда Шахзад был уже под стражей. А в тот момент он беспрепятственно прошел паспортный и специальный контроль и занял свое место в салоне "Боинга".

Самолет уже готовился вырулить на взлетную полосу, когда сотрудники Погранично-таможенной службы США решили еще разок проверить список пассажиров, обнаружили там Шахзада, задержали рейс и арестовали злоумышленника, а заодно и еще двоих пассажиров, не понравившихся им по неизвестной причине.

Многие из этих занимательных подробностей можно прочесть в обвинительном заключении.

Высокие должностные лица США теперь всячески бодрятся. Министр внутренней безопасности Джанет Наполитано заявляет, что правоохранительные органы действовали "образцово". Она и в прошлый раз, когда на Рождество поймали террориста с бомбой в трусах, утверждала, что "система сработала", хотя сработал тогда пассажир, а система отказала. Об этом же без устали твердит министр юстиции Эрик Холдер.

"Прежде всего давайте честно признаем: ужасное несчастье не произошло только потому, что бомба была изготовлена неумело, - так?" - спрашивал его неделю назад обозреватель АBC Джейк Тэппер. Но Холдер признать это не пожелал. "Ну, конечно, отчасти и поэтому, - молвил министр, - но я думаю, что нужно рассмотреть операцию в целом".

Именно это мы и сделали только что. Система провалилась по всем параметрам.

Если бы Шахзад более прилежно изучал взрывное дело...

Если бы он указал при въезде в США вымышленный номер телефона...

Если бы он не решил лететь в Пакистан сразу после неудачной попытки теракта и не вернулся как ни в чем не бывало домой, а залег на дно...

...то его бы искали до сих пор. Вдобавок ко всему Шахзад в свое время значился в списке особого внимания Министерства финансов в связи с тем, что он ввез в страну крупную сумму наличных денег. Но впоследствии его имя оттуда исчезло.

Система не срабатывает потому, что она слишком громоздка. Многие колесики крутятся вхолостую. Взять хоть те же видеокамеры. Они действительно помогают раскрыть преступления против собственности - когда установлены на банкомате или при входе в жилой дом. Но просто на улице их вешать бессмысленно. В Сан-Франциско за три года видеонаблюдение помогло раскрыть шесть дел. В Чикаго оно помогает в одном случае из 200. В Лондоне, мировом чемпионе по числу камер наблюдения, согласно отчету городской полиции, на каждую тысячу камер приходится менее одного раскрытого преступления. А всего на Британских островах четыре миллиона камер, на закупку, установку и эксплуатацию которых уходят огромные средства.

Неповоротливым, как динозавр, оказалось Министерство внутренней безопасности, уступающее по бюджету (56,3 миллиарда долларов на 2011 финансовый год) лишь Пентагону. Безумная идея объединить под одной крышей такие разные ведомства, как иммиграционная служба, пограничный и таможенный контроль, агентство по чрезвычайным ситуациям, береговая охрана, управление безопасности на транспорте и т.д., и т.п., привело к неразберихе и многочисленным сбоям. Централизованные базы данных переполнены. Для их анализа не хватает ли людей, ни времени. Остается вспомнить третий закон Паркинсона: "Рост приводит к усложненности, а усложненность - это конец пути".

Владимир Абаринов, 18.05.2010