в блоге Политическая реформа для Российской академии наук

Vip Григорий Колюцкий (в блоге Свободное место) 15.09.2013

9886

При изменении экологической ниши виду, ранее ее занимавшему, приходится менять поведенческие программы или исчезнуть. Конструкция политического устройства РАН не претерпела особых изменений после распада СССР. Но очень сильно изменилось российское общество. С одной стороны, нравы внутри Академии одичали заметно меньше, чем вовне. С другой стороны, академическое сообщество в основной массе своей не умеет общаться с окружающим миром на понятном ему языке. Поэтому и получается, что в нынешнем виде РАН российскому обществу как-то не особо и нужна: люди не знакомы ни с ролью фундаментальной науки, ни с вкладом академических институтов в ее развитие. Ну, а без политической поддержки со стороны общества всякие Ковальчуки с Петриками раздербанят собственность РАН в мгновение ока.

В российском обществе назрел запрос на демократизацию. Беспрецедентная избирательная кампания Навального на «выборах» мэра Москвы тому иллюстрация. Такая же демократизация нужна и Российской академии наук. Проблема в том, что феодальная элита Академии (директора институтов, академики, президиум РАН) не имеет внутренних каналов коммуникации с собственным пролетариатом. Между рядовыми научными сотрудниками и системой управления/распределения ресурсов категорически недостает обратных связей.

Прошедшая в последнюю неделю августа общеакадемическая конференция строилась вокруг игры в доброго царя: мол, надо поклониться Путину и пожаловаться на некомпетентных бояр (Голодец, Ливанов). Ну, а пролетарское собрание рядовых научных сотрудников в переполненном зале выражало дружное одобрение любимому академическому начальству в его непростых переговорах с членами дачного кооператива «Озеро» (Ковальчук, Путин) о судьбе РАН. Эта тупиковая стратегия ведет к заведомому поражению. Так делать точно не надо. Потому что у шулеров всегда крапленые колоды. Президиуму РАН не выиграть в лохотрон у шпаны из питерской подворотни.

Нужно действовать по-другому. Российским ученым необходимо договориться с российским же обществом напрямую. Минуя как академиков, так и чиновников из Минобрнауки вкупе с депутатами ГД. На практике это означает создание в каждом НИИ, желающем выжить, инициативной группы научных сотрудников и объединение этих групп в сетевую безлидерную коалицию. Безусловно, нужно быть готовыми устроить общую забастовку сотрудников РАН по всей стране, когда прядут уплотнять жилплощадь первого же академического учреждения.

Сейчас в России законы если и имеют какой-нибудь смысл, то очень недолго. Например, стремительно продавленный через все инстанции закон «Об образовании» вызывал много аргументированной критики. Но поначалу чиновники не хотели вообще ничего в нем менять, поэтому на комитете по образованию ГД тогдашний зампред комитета Бурматов уверенно отклонял поправки не только от подавляющего большинства общественных организаций, но и от лояльных Кремлю профсоюзов (ФНПР). В то же время московские власти подзаконными актами замораживали финансирование школ на полтора года (то есть фактически откладывали вступление закона в силу). Но уже прошлой весной при обсуждении реформы системы научных степеней министр образования и науки Ливанов в ответ на прямой вопрос признавался, что закон придется менять. Так что сам по себе любой будущий закон о «реформе» РАН не имеет особого значения, что бы в нем ни было написано.

Основная угроза для науки в России в другом. Если российское общество в принципе согласится с правом «эффективных менеджеров» реформировать РАН, а само академическое сообщество не сумеет отбиться, то от науки в России в скором времени вообще ничего не останется. И тут не имеют значения ни фамилии чиновников и депутатов, ни даже фамилии тех, кому в итоге достанется академическая собственность. По версии Найшуля (изобретателя ваучера), 20 лет назад проекты реформы складывались в стопочку и применялись в порядке очередности поступления. Сейчас у российских чиновников другие нравы – у них в моде диссертации, скомпилированные на коленке из абзацев чужих научных публикаций за деньги другими жуликами, организовавшими соответствующие конторы. Гельфанд когда-то рассказывал мне, что находил «Антиплагиатом» целые абзацы из собственных прожектов реформ, цельно содранные в государевы инициативы (приказы Минобрнауки и законопроекты). Уверен, что столь же легко там можно найти отдельные абзацы, скопированные у «реформаторов из ВШЭ» и любых других институциональных теоретиков в образовании и науке.

Никакие сложные общественные организмы, в частности, лаборатории, научные школы, НИИ и Академия в целом, не переживут таких бюрократических преобразований, то есть форма может остаться, но суть исчезнет быстро. Значит, ученым придется в политическом пространстве отстоять свои права, общаясь с российским обществом напрямую. Ну, а начать надо с того, чтобы мнение рядовых учёных стало учитываться при принятии решений в РАН.

Теперь поговорим о выстраивании делегирования. Естественно, каждая маленькая лаборатория будет везде избирать руководство и лояльных ему людей, так как по-настоящему тайное голосование не проведешь. Это просто исправить: все научные сотрудники Академии по всей стране должны избирать своих депутатов в нижнюю палату напрямую. Сейчас РАН управляется только Президиумом, а нужно, чтобы полномочия были распределены между верхней палатой (академиками) и нижней палатой (депутаты от всех научных сотрудников).

Именно такая двухпалатная система управления помогла бы, во-первых, снять политическое напряжение внутри Академии, наладив диалог между феодальной элитой и пролетариатом. Во-вторых, такой двухпалатный академический парламент смог бы более уверенно и вразумительно общаться с российским обществом от имени всего научного сообщества, а не только от имени академической знати.


Материалы по теме
09.07.2013 статья Николай Петров: Антимозговой штурм →
02.07.2013 статья Максим Борисов: Реформа и расформирование →
17.07.2013 в блоге Михаил Ямпольский: Реформа как ликвидация →

Комментарии
User andrey_62, 15.09.2013 19:46 (#)
3180

На кладбище можно развивать разве что крематологию и колумбариестроение.

User nanoscience, 15.09.2013 20:11 (#)
3460

Такое впечатление, что Григорий хочет сделать из академии наук Парламент. Я бы еще понял, если бы речь шла о математическом обществе России, которое не имеет институтов и ставок, то есть является общественной организацией. А на работе надо работать. Обязанность Григория сейчас защитить докторскую, а создавать общественные структуры - в свободное время, от работы.

Реформа уже произошла, путем гигантского увеличения числа академиков. Они оторваны от работников? Как так, а кто же тогда работает, одни академики, что ли? Всегда самым рабочим элементом у нас, в ВШ, был аспирант. А теперь? А, у Григория, возможно нет аспирантов, так как это не ВШ. Григорий, возможно, должен раболтать на дядю, а он хочет сам, так? Ну, это решаемо, только не через общественные палаты, а через соединение ВШ с академией.

Вам нужен сырой материал для эксплуатации? Нет проблем, у нас его навалом, только работай. А общественные палаты оставьте профсоюзу и комсомольцам, они будут там песни петь.

User andrey_62, 15.09.2013 21:56 (#)
3180

Вы меня побили.
:) локально. Капризная дама History* докажет мою правоту.
? - не путить с изнасилованой девочкой "историей".

User nanoscience, 15.09.2013 22:10 (#)
3460

да нет, понятно, что вы занимаетесь чем-то там в носу, и что именно это сейчас очень важно для науки. Я не могу сказать, что вся российская школа уже не понимает, чего там пишут в этих пиндосских физревах и нэйчарх, сам бываю на базах, там, где много наших, там где понимают по англицки, пусть и с акцентом. Поэтому разговор совсем не пустой, по-моему. Однако, молодые бычки, которые намечают одну конкретную с пятнышками, и озоруют, не имеют кругозора, и это обидно, что разговор не идет серьезно, в обществе, понимаете? Ведь мне тоже за Отчизну обидно, да?

User andrey_62, 15.09.2013 23:57 (#)
3180

Судя по последней Вашей фразе - Вы почти поняли меня. Осталась малость - осознать, что будущее страны и ее науки неразделимы. И что страну ждет нечто ОРГОМНОЕ и УЖАСНОЕ. Осколкам будет просто не до науки.

User vultur, 16.09.2013 01:17 (#)

Не до науки в этой стране стало уже давно: как начали все разворовывать. Разве ворам нужна наука? И огромного и ужасного ничего не будет - агония отходящего в миры иные больного происходит в тяжелом наркотическом забытьи. Товарищ Путин - наш лечащий врач - все сделал для того, чтобы "граждане" этой страны были полностью разобщены, ничем не интересовались и им было на всё нас_рать. Так что конец будет тихим и спокойным...

User alexfromm, 16.09.2013 09:42 (#)

а граждан никто ни о чём спрашивать и не собирается, но загибающаяся империя -- это не тётка с-под киева, это гигантские ресурсы как-никак, а их надо как-то поделить. кто делить-то будет, суд? не смешно. а значит, все будут хапать, грести под себя. и желающих во много раз больше чем того, что можно хапнуть. выход в объединении, появятся группировки (собственно, многие уже и сейчас есть), и вот они-то и могут начать лупить друг друга. чем лупить? хорошо, если не доберутся до яо, скорее всего не доберутся, но и без яо мало не покажется. тихого развода скорее всего не получится. уж больно много имущества нажито...

User vultur, 16.09.2013 10:29 (#)

Может быть и так - будущее неведомо никому. О развитии событий можно только предполагать в некоторых пределах, конечно, и каждый делает свои прогнозы такими, какие считает более логичными. Я исходил из имеющегося опыта - Советский Союз в одночасье развалился на части и без эксцессов. А потом уже в каждой из частей происходили драчки за власть и собственность. В принципе подобный ход событий я не исключаю и для России.

User alexfromm, 16.09.2013 10:51 (#)

Ну нет, с Совком было другое, там УЖЕ были границы и основы государственности в каждой республике, никто НЕ резал по живому, все просто объявили, что эти границы -- это границы не республик, а стран, и всё. второе -- не было бабок. ну, были какие-то мутные деньги партии, но где, у кого, какие и сколько -- никто не знал. а теперь? по каким границам резать, по областным? нет уж! теперь интересы НЕ территориальные, а РЕСУРСНЫЕ. всем нужно сырьё, нефть-матушка да газ-батюшка, ну и металлы-детушки. все ринутся делить именно ЭТО, а вовсе не землю, которая на фиг никому не нужна, ни своим, ни иностранцам. пустырь ничего не стОит. ну а так как нефть-газ-металлы -- это Сибирь, то за нее и драчка будет (Ломоносов всё верно сказал, но с обратным знаком). за БАБКИ драчка будет, а бабки -- это серьёзно. группировки -- это команда Путина, команда непригретых из ФСБ, команда генералитета, команды некоторых губернаторов. это основные. а множество мелких будет примыкать к крупным. в конце концов образуется вероятно 3 группы, каждая из которых будет способна уничтожить 2 другие. договориться они не смогут, их слишком много, на всех не хватит, поэтому драчка неизбежна абсолютно. единственное исключение -- Путин. если он успеет собрать сильнейшую команду, а такой шанс есть, то вместо драчки будут расправы над противниками, и 37й всем покажется нирваной. но и противники тоже не идиоты, знают что их ждёт, поэтому готовятся ко всему. То есть проблема в том, что ртов набралось слишком много, и сами они не уйдут никуда. Пока что Путин им всем подбрасывает корму, они жуют и терпят, но при падении нефти до хотя бы $80 драчка станет реальностью, ибо подбрасывать будет уже нечего...

User vultur, 16.09.2013 15:04 (#)

По тому, как Вы здесь все описали, ув. Алексфромм, это будет увлекательный сериал...;))))

User alexfromm, 16.09.2013 21:27 (#)

да, хорошо смотреть сериалы, если ты в просмотровом зале, а не на съёмочной площадке, а то ведь пушки могут быть не бутафорские.

User andrey_62, 16.09.2013 21:14 (#)
3180

Сегодня на работе была проблема с инетом, посему не мог ответить. Но Вы чень хорошо передали и мои мысли тоже - на российской науке можно ставить крест. А на российской фундаментальной - фундаментальное же надгробие.
Огромное спасибо!

На параллельной ветке мелькала мысль, что текущий разгром АН - месть плагиантов от "науки". Верная мысль! Похоронить ВАК, а вместе с ним и возможность подробного анализа их "высоконаучных трудов".

User alexfromm, 16.09.2013 21:28 (#)

Спасибо! Но я всего лишь пишу то, что думаю, как тот калмык в своих песнях :)

User red_herring, 16.09.2013 00:48 (#)

Математическое Общество России действительно не имеет ни институтов, ни ставок. Более того, РМО даже не существует (а существуют Московское, Ст.-Петербургское, Уральское МО).

User antip___utin, 16.09.2013 00:01 (#)
10331

"Если российское общество в принципе согласится с правом «эффективных менеджеров» реформировать РАН, а само академическое сообщество не сумеет отбиться"
----------
Обществу плевать, а академическое сообщество не отобьется - ученые не политики.
=======
" то от науки в России в скором времени вообще ничего не останется."
-------
Конечно. А общество без авторитетного научного сообщества дичает и погрязает в невежестве и религиозном мракобесии. Так что перспективы весьма нерадужны.

User vultur, 16.09.2013 01:19 (#)

Какие перспективы у смертельно больного? Эта страна гибнет, в ней не осталось жизненных сил... Удивительно, но гэбэшники наверное до сих пор думают, что они ее возрождают...

User antip___utin, 16.09.2013 03:27 (#)
10331

в ней не осталось жизненных сил
=====
Вы совершенно правы в том, что сейчас стране не хватает пассионарности. Причин этому много. Но история нас учит, что периоды сниженной пассионарности циклически сменятся противоположными. Лет через 15-20 страна воспрянет, и вот тогда-то подросшее новое поколение, воспитанное на молебнах, едином учебнике истории, воспевании Сталина и пр., захочет отгородиться от остального мира, избавиться от "черных" и возродить "Святую Русь". Вот тогда, в фашистском теократическом государстве, уцелевшие интеллектуалы вспомнят нынешнее время, без цензуры, с интернетом и свободой печатания практически любых книг...
(Это я к тому, что - не убивайтесь так о снижении пассионарности.;))

User alexfromm, 16.09.2013 09:52 (#)

>> Лет через 15-20 страна воспрянет
странно ...
а вот я в YouTube посмотрел любопытства ради несколько записанных российских новостных передач, и должен сказать, что страна не просто УЖЕ воспряла, а воспарила, прямо вот так вот летит, летит, а весь мир вокруг трепещет и аплодирует, именно аплодирует, но трепещет, поражённый величием устремившейся ввысь страны, а она всё выше, выше, выше... Ух, еле отошёл от этого ужаса. Хорошо, утром смотрел, до вечера, надеюсь, выветрится бред этот первоканальный, а то не усну...

User antip___utin, 16.09.2013 12:35 (#)
10331

Это магические заклинания. Безусловно, хунте хотелось бы, чтобы уже сейчас под стенами Кремля бесновались сотни тысяч молодых здоровых бугаев, требующих возвращения Киева и Севастополя, десанта в Дамаске и упреждающего залпа по флоту США в Средиземном море. Но увы, подъем пассионарности в стране явно будет происходить одновременно с необратимым упадком пассионарности тцаря.

User vultur, 16.09.2013 11:29 (#)

Спасибо за зловещие утешения, господин Утин Антип. ;((( Вы удивительно точно попали в яблочко, но, правда, не совсем правильно аргументировали. Конечно, морально подавленное и разобщенное молодое поколение будет ждать объединяющего начала, будет способно быстро воспринять этот сигнал к объединению. Не через путинские учебники и духовные скрепы воровства и обмана, а другой, более мощный... А вот что это будет за сигнал и на основе чего станут объединяться, одному богу известно...

User antip___utin, 16.09.2013 12:27 (#)
10331

Вы удивительно точно попали в яблочко
=====
Попал ли я в яблочко, можно будет сказать по прошествии n-ного количества лет. Пока что это прогноз. Рад был бы иному, но оно пока что не вырисовывается в моем "магическом шаре".

User vultur, 16.09.2013 14:02 (#)

На том и порешим: что будет - не знаем, а то что есть - задница! ;))))
И как бы Вы не убеждали, что нынешняя задница лучше той, которая будет - это все равно задница...

User antip___utin, 16.09.2013 14:10 (#)
10331

"И как бы Вы не убеждали, что нынешняя задница лучше той, которая будет"
=====
Вы ошибаетесь: я никого не убеждаю. Я размышляю и прогнозирую.
Вообще моментальная болезненная реакция на любое мнение, предполагающее, что мы еще не достигли дна, что есть еще куда падать, или просто сомневающееся, что впереди нас ждет только подъем к светлому будуЮщему)) отнюдь не свидетельствует о здравомыслии реагирующих.

User vultur, 16.09.2013 14:55 (#)

Да ладно, ув. Утин, я просто пошутил, ничем не хотел обидеть...

User antip___utin, 16.09.2013 20:22 (#)
10331

Да я не о вас, собственно, а, скорее, о тех, кто не понимает простых вещей. Например, что не Система порождена Путиным, а Путин есть порождение Системы (я уж не говорю про понимание того, что Система не случайно возникла именно на этой территории и среди именно этих людских масс)

User red_herring, 16.09.2013 01:07 (#)

Вообще, РАН это уникальное явление. аналогов на Западе не имеющее (я не говорю о бывших союзных республиках или бывших соцстранах). На Западе есть Академии Наук, но не академических институтов. Институт там имеет директора, зама, и визитеров. Единственное подобное образование, мне известное, это CNRS во Франции (там даже есть аналоги с.н.с. и м.н.с.—directeur de recherche и charge de recherche , но CNRS и Французская АН—совершенно раздельные организации.

Поскольку РАН это такой гибрид, то "аристократия" состоит из двух пересекающихся, но раздельных групп—реальные академики и директора. И на академика часто давят, чтобы он стал директором, даже если этот академик не имеет никаких административных талантов, а директора ударным образом проводят в академики, даже при отсутствии каких-либо научных достижений.

Увы, на Западе (напр. в США) отнюдь не все хорошо. Основная наука—грантология (или наука о правильном написании заявок на гранты). Например, теория антропогенного глобального потепления—одно из величайших достижений грантологии.

(комментарий удалён)
User red_herring, 16.09.2013 03:24 (#)

Ага, дисквалификация по техническим причинам.

TeXLive 2013 содержит 52 документкласса с "thesis" в названии. Это значит, что имеется как минимум 52 различных правила оформления диссертации (почти все в США и Канаде) в различных университетах. И клерки из различных аспирантур будут с линейками и лупами замерять поля и рассматривать шрифты и шугать аспирантов их нарушивших. Заметим. что указанные правила одни и те же для всех дисциплин в рамках одного и того же университета. По крайней мере в России единые ВАКовские правила.

User nanoscience, 17.09.2013 05:35 (#)
3460

мы уже говорили с вами, что грантология - это, во-первых, наука. Ученый, не умеющий написать грант, защитить свою идею, да и есть ли у него та идея? Никому не нужон, так? Ученый и менеджер, это сочетание востребовано природорй и обществом. Если ты просто менеджер, у тя нет идей, и ты ищешь, кому бы заплатить, чтобы была. Если ты просто ученый, умеешь ставить стойки, на природе, и мерить то и это, ты никому не нужен, без умения писать проекты. Вот этого не понимает Гриша, пока, молодой. Я защитился достаточно рано, по нашим провинциальным меркам, и имел дело с разными фондами. Были успехи. Были провалы. Но такого, как у вас, полного отбоя, не было. Ученый есть ученый и в этих проблемах, а если нет, то, простите, нет. Мафия, ну вы же не скажете, что там подносят? Проблема в другом, в определении круга задач, которые вы можете решать. Нет означает нет, нет? В этом основная проблема постсоветской науки, на мой взгляд. Опять же, не мешает и мосты навести, чисто по-человечески. Нет, без водки. (в этом проблема, хи-хи). Граждане ученые, ведомые Удальцовым, хотят получать В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ. ЭТО основная проблема левонаправленного Гриши, по-моему. Могу продолжить, если интересно, но, надеюсь, моя идея понятна. - Надо переключаться на ключевые, фронтовые проблемы, а не на отстой. (Кстати, у Гриши потенциал-то есть, и школа, а вот теперь что он, сам?) Надо образовываться. Надо нанимать сотрудников, которые учат вас, а не вы их. Я помню, когда идешь на лодке, вслед баркасу, есть такой момент, когда вы можете поймать волну, и легко катиться, на гребне, безо всяких усилий... Понимаете?

User nanoscience, 16.09.2013 01:50 (#)
3460

ой, да ладно, только CNRS. А как же DFG в Германии, да в известных городах русских пасется больше чем немцев. В США аналог нашей академии это NIST, NIHM, и куча национальных лабораторий, где людям НЕЛЬЗЯ писать проекты, так как они получают от государства (например NIST от отдела коммерции при правительстве, Окридж от DOE и тд). Я об этом уже писАл. Гранты - это хорошо, на самом деле, что я знаю по российскому опыту. К сожалению, с приходом государственников, роль грантов похерена, и министерство ищет акул, которые возьмут большой куш. Остаются пока и международные гранты. Вот, хорошо бы РАН перевести на гранты, но как быть с теми, кто постоянно проигрывает, хи-хи? Ведь в ВШ, у нас есть работа, а у них нет. Может Григорий организует работу? Типа улицы подметать, собачек стричь, ну и, понятно, торговать? Дык, боюсь, буза будет. Поэтому, хоть и Ливанова ругают... а ведь он прав, по большому счету, но не во всем. Ведь понятно, что синхротрон должен быть государственным, и не только. Другими словами, я бы предложил разложить РАН на части, и питать эти части РАЗДЕЛЬНО, вместо соединения с сельских хозяйством. И тогда не нужна будет нижняя палата, нет?

User red_herring, 16.09.2013 03:09 (#)

Честно: я с западноевропейской организацией не очень знаком, но мне кажется, что DFG — другое. В системе АН или CNRS ученый проводит всю жизнь, DFG, по моему, это в основном для визитеров (и те русские, которые там пасутся просто пожизненные визитеры). В США все организации—независимые, не связаны в единую систему с общим президентом АН.

Гранты, в принципе, хорошо. В частности, они дают известную независимость, от завкафедры, например. Но если гранты выдаются единой организацией (скажем, в чистой математике практически все деньги можно получить только от SNF в США или CNRS в Канаде; я не говорю о сравнительно мелких грантах, скажем, на совместные франко-канадские исследования), и эта организация попадает в руки мафиозной группы или банды хунвейбинов (например, руководитель экспертной панели подбирает всю панель, причем часто серьезные ученые считают обременительным заниматься этой работой, даже если их и приглашают, то в результате большая часть панели состоит из бог знает кого), то начинается черт знает что. Добавим к этому работников аппарата разрабатывающих правила присуждения грантов (как правило идиотские). В результате умение правильно написать заявку часто важнее чем научные достижения.

Как Вам понравятся тот же Ковальчук с Петриком распределяющие гранты?

User red_herring, 16.09.2013 03:32 (#)

Леший попутал: NSERC в Канаде. Так теперь они снюхались с SSHRC и CIHR (естественные и инженерные науки, социальные и гуманитарные науки, медицинские) с целью распространения передового опыта курощания и низведения соискателей). Их новые онлайновые формы—редкие ублюдки.

User nanoscience, 16.09.2013 16:28 (#)
3460

ничего, CNRS во Франции

User nanoscience, 16.09.2013 01:54 (#)
3460

да, и перевести Ковальчука на самообеспечение

User nanoscience, 16.09.2013 01:55 (#)
3460

и Чубайса конечно

(комментарий удалён)
User zvirblis_317, 19.09.2013 15:22 (#)
21611

Квочка, это ты кому, и о чем? :))))))

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: