в блоге Капкан политкорректности

Vip Юрий Староверов (в блоге Свободное место) 22.11.2012

5274

Нешуточная полемика внутри московского КС - из противостоящих лагерей летят убойные аргументы, дошло до обвинений в сотрудничестве с режимом. Похоже, негласный руководящий принцип политкорректности, действовавший до этого среди организаторов акций Болотного движения, был нарушен, плотину прорвало.

Анализировать позиции и повторять давно звучавшие доводы смысла не вижу. Интереснее взглянуть на это со стороны и подумать о причинах, породивших серьезные проблемы у только что созданного сообщества медийных индивидов.

1. Не надо раскалывать лодку

Систематически замечаю, что в дискуссии оппозиционеров по самым острым и насущным вопросам довольно часто вклиниваются доброхоты, которые говорят, что эта полемика на руку Путину, поскольку "раскалывает оппозицию". Именно раскалывает. Дело не в оскорблениях и переходах на личности - это уровень личных разборок, раскол же предполагает разделение групповое и идейно мотивированное. Речь идет о базовых вопросах: насколько перспективно ждать "миллиона у Кремля", что произошло 10 декабря, на каких принципах нужно объединяться и пр.

В вопросе о том, куда и как идти протесту, истина кроме как в спорах родиться сегодня не может. Ну, нет у нас Ганди (Навальный, извините, никак не тянет), а чтобы им не стал, допустим, Лимонов, на организационном уровне было сделано все возможное и невозможное. И других кандидатов не видно. Соответственно, сегодня выработка общей стратегии возможна только через спор, но как только он начинается, с ходу раздается "давайте не раскалывать лодку". В результате накапливается критическая масса нерешенных вопросов, но вода дырочку всегда найдет. Полемика Собчак и Пионтковского прорвала плотину политкорректности, но это всего лишь симптом куда более серьезных системных проблем, которые ждут московский КС.

2. Не с того конца

В основе любых сложных процессов лежат банальности. Когда вы собираетесь с кем-то делать серьезное дело, то сначала вы встречаетесь, обсуждаете идею, затем конкретику - что и как, и только потом делаете, верно? По отношению к общественным объединениям действуют те же законы - разве что процесс обсуждения гораздо сложнее.

Еще в декабре прошлого года появилась знаковая статья Андрея Илларионова, предложившего протестному движению свои тезисы. Но обсуждать их нашему политбомонду было некогда - пребывали в благостной эйфории по поводу болотных и сахарных многотысячников. А позже телега протеста вместе со всеми, кто там оказался, уже катилась по наезженной колее и выбором направления как-то тоже не заморачивались: куда кривая вывезет, едем, покуда фартит. Дофартило до 6 мая, палки в колеса и по спинам стали попадать все чаще... Ребята решили сделать ребрендинг, назвали телегу КСом, чтоб солиднее, подсадили еще "людей хороших" для компании и покатились дальше. Движение - всё...

Но телега замедляет ход, инерция толчка, полученного протестом в результате выборов 4 декабря, ослабла. Теперь надо думать, надо рулить по российскому бездорожью, а то и из колдобин вытягивать по колена в грязи. И тут выясняется, что щуки с лебедями, противоестественным образом объединенные в одно целое, стремятся в противоположных направлениях. Трепещет лань-Собчак, конь-Пионтковский бьет копытом. Ей - на лужок, на солнышко и травку, ему - поле пахать, пни да коренья корчевать. Это противоречие неустранимо, и покуда они скованы в одной упряжке, и не вспашем, и не расслабимся.

Думаю, ясно, в чем проблема. Перед тем как объединяться, надо сформулировать цели и условия объединения, из которых следует уже все остальное. Отсыл к требованиям московских митингов не работает - там нет собственно политической платформы, есть лишь набор лозунгов. Рекомендую перечитать илларионовские тезисы.

Системные проблемы у московского протеста возникли 10 декабря, когда не относившаяся до этого к оппозиции группа лиц благодаря манипуляциям с участием представителей власти влезла в организаторы протестных акций. Выборы в КС эту проблему только усугубили, поскольку их процедура предполагала приоритет раскрученных СМИ кандидатов над остальными и все писатели, блогеры и журналисты успешно омандатились, обскакав оппозиционных политиков. Раскол, порожденный 10 декабря, никуда не делся, поскольку породившие его причины не устранены. Более того, он усугубился и разорвал даже зачищенный от полемики Оргкомитет (дискуссия по акции 8-9 декабря).

3. Процедурный вопрос

Объединиться - это значит взять на себя добровольные обязательства следовать общим принципам, каждый участник должен принять такое решение. Московский КС не является объединением, поскольку общие принципы пока даже не обсуждались. А с этого надо было начинать. Совместное нахождение в одних помещениях, участие в беседах и голосованиях еще не говорит о том, что люди пришли к согласию. Можно создать видимость единства путем пресечения внутренней полемики, но это лишь усилит разрушительный эффект в будущем.

Нет не только общих принципов - нет и самого органа. Выбирали в абстрактный "Координационный совет", у которого ни функций, ни структуры до сих пор не прописано. Избранники являются фактически инициативной группой без каких-либо утвержденных полномочий, которая называет себя "Координационным советом оппозиции". Им только предстоит создать процедуры принятия решений, описать задачи и структуру органа и доказать оппозиции, что они способны и достойны ее координировать. У каждой группы депутатов в голове свой КС, совмещение картинок и попытки их реализовать на практике обрушат и то немногое, что есть сегодня, либо породят усредненное неработоспособное нечто. Вариантов развития ситуации только два: раскол или стагнация. Эффективной работа КС не будет.

Представьте, начнется обсуждение функций КС. Быть исполнительным органом, реализующим инициативы снизу (или сверху)? Быть координационной площадкой для различных оппзиционных объединений? Быть альтернативным органом власти, протопарламентом? Быть круглым столом", ожидающим ключи от Кремля или экспертным сообществом, разрабатывающим программу переходного периода? Даже если подавляющее большинство выберет какой-то один вариант, останется несогласная часть, шедшая туда с другими целями и вынужденная отныне подчиняться диктату большинства или выйти вон. Это создаст организационные проблемы и будет обваливать и без того невысокую легитимность собрания. Подобным образом "заминированы" буквально все существенные вопросы.

Учитывая, что организаторы болотных акций, сумевшие оседлать не только протестную волну, но и выборы в КС, удивительно близки по ментальности с их "не надо раскалывать лодку" сами-знаете-кому, будущее у КС незавидное. Если же правдами и неправдами некий манифест и регламент КС будут приняты, то после этого нужно будет проводить перевыборы. Поскольку выбирали-то не в орган, даже проекта не было, голосовали за раскрученных медиа персон по странной методе, с неясными целями. А демократия - это процедура, праймериз можно проводить как угодно, но это не выборы.

Между тем поиск консенсуса - не красивое пожелание, а четкая и необходимая процедура. Коллега Сергей Кузнецов подробно рассказал о ней на примере принятия базового документа НГД. Пока здравый смысл и такой подход к формированию органов оппозиции не возобладает, будут топтание на месте и дальнейшие поражения. Занятно, что мы сделали, хоть и не в той мере, те же самые ошибки, что и КС. Кризис был преодолен путем создания другого органа на здоровых принципах, старый почил в бозе, несколько человек в новый не вошли. Зато с тех пор ничто не мешает вести дискуссии по самым острым вопросам и находить общие решения, каких-либо заметных конфликтов между участниками самых разных взглядов не замечено.

PS. Только собирался опубликовать статью, как появился проект декларации КС. Первые предложения зацепили, чувствуется рука Пионтковского, все четко и по делу, вплоть до слов "с требованием ухода нелегитимной власти". Дальше писать ничего не стоило. В конце уже идет реклама "Демократии-2" (Навальный пролоббировал?), предложения регистрироваться на каких-то формумах... Может быть это нечто важное, но надо понимать что писать в политическом манифесте стоит, а что нет. Кто ЭТО вам насоветовал? Тоже большинством голосов принимали? Ребята, это никуда не годится. Почитайте хотя бы этот документ.

P.P.S. Только что и доводы ч.1 статьи, про "не надо раскалывать лодку" получили железное подтверждение. Умеренные предложили ввести запрет на полемику по острым вопросам внутри КС и установить диктатуру большинства. Никакого диалога они устраивать не намерены. Один в один то же самое происходило в нижегородском НГС в ходе обсуждения регламента. Предлагали ввести запрет на критику, не раскалывать лодку и организовывать что хотим параллельно. Недемократичный регламент продавили большинством, с огромным скрипом. Организовали НГД. НГС с тех пор больше ни разу не собирался.


Материалы по теме

Комментарии
(комментарий удалён)
Vip staroverov, 23.11.2012 13:27 (#)
5274

Она началась из-за финта с переговорами с жуликами и ворами о переносе митинга 10 декабря с пл. Революции на пл.Болотную. Все остальное - следствия. У Вас тоже свой взгляд. Я считаю, напротив, что место для дискуссий, иначе выработать нечто общее не получится, про отсутствие Ганди писал. В идеале да, грамотный лидер-стратег, и исполнительная гражданская структура, но его нет.

3402

Поддерживаю.

Вообще, мое мнение такое: Нет смысла сейчас обсуждать цели и задачи КС. Ведь по факту, вся эта идея осуществилась спонтанно. ВНЕЗАПНО выяснилось, что в Москве могут собраться сотни тысяч протестующих граждан. Никто этого не ждал и никто из оппозиционных лидеров к этому толком не подготовился.

Давайте посмотрим правде в глаза.

До декабря 11 года у нас было 4 явных оппозиционных направления; "ДР", Немцов-Рыжков-Касьянов, Социалисты всех мастей и националисты. Системную оппозицию никто всерьез не рассматривал и до декабря 11 года. Так вот, все эти основные оппозиционеры за последние несколько лет превратились в маргинальные секты ( не по своей вине) и абсолютно не были готовы к "восстаннию России ото сна".

Отсюда масса ошибок и неумение работать с нормальными, простыми не героическими людьми.

Поэтому, КС никак не мог изначально ставить какие либо цели. Очень хорошо что вообще удалось провести эти выборы. Да, гламур, да, писатели, да, черт знает кто. Но ведь баллотировался и Удальцов, не правда ли? Много он набрал? Все, кто хотел - могли участвовать, и это замечательно. Первый шаг к обычной демократии - как в Конституции записано.

Конституция РФ дает право избираться во власть ВСЕМ честным гражданам - даже писателям и артистам. Вот их и выбрали - потому что других просто не знают или знают однобоко. Опять же, черный пиар режима.

А по поводу Немцова и Пархоменко... Да, был финт. Но и набрали они мало голосов.

Только в руках членов КС находится судьба КС. Если они будут ругаться и ничего не делать - будет пшик. А если они хотят для себя политического будущего - они начнут думать, анализировать, обсуждать, голосовать, совместно организовывать митинги и т.д. Они могут вписать себя в историю.

Vip staroverov, 24.11.2012 18:09 (#)
5274

Милчеловек, ну как же сегодня может быть ВНЕЗАПНО, коль ГОД уже прошел? Ну нельзя было если не за пару месяцев, то за ГОД определиться в какую сторону идти (хотя давно уже ясно в какую)? И создавать КС уже в рамках некой стратегии, а не по инерции. Почему мы в Нижнем перешли от стихийности к организованности еще весной, а здесь, когда уже все слилось, только начинают шевелиться? Проблема лидеров. Исключительно. Завели в тупик, нет тактиков, нет стратегов, дальше носа не видят.

Теперь к политическому раскладу. Все эти силы активно взаимодействовали и даже строили совместные структуры. Коалиция ДР + Марши несогласных - вот репитиция подъема прошедшего года, Национальная ассамблея с 500 депутатами самых разных взглядов со всей страны (а не 45, как сейчас, жалкое подобие), затем Стратегия-31. Секты? Да это центральные проекты оппозиции. И в рамках них удавалось отлично объединяться. Цели давно были сформулировны - мирный демонтаж режима. Кто их слил? Десяток "лидеров", из-за личных амбиций и собственной глупости.

User pshumkin, 23.11.2012 13:45 (#)

Лодку, конечно, надо обязательно тщательно раскачивать, для пробы и придания плавучести.
Вопрос лишь в том, как это делать. То что говорит Автор -не годится.
Споры не нужны, потому что споры не есть решение, а всего лишь агрессивное выбивание не компетентности из чужой головы. Даже дискуссия -есть сложно составленное групповое действо, что говорить о подростковых стычках.
Нужны профессиональные модераторы. Они есть и могут быть приглашены. Нужна связь с аудиторией и она есть. Осталось за малым - организованно мыслить на выбранную самими тему. Дело это не простое- с непривычки безнадежное. Но пугаться не стоит и нельзя. Вкус и опыт появятся непременно.
Все советы сбоку о том, о чем им надо беседовать -хороши в качестве советов. Но свою нить сомыслия они смогут сплести сами. А сотканная публично -она станет наиболее адекватной потребностям всего общества и значит путеводной для него, потому что сделана не одной головой и учтет абсолютно все мнения и стороны. .

Vip staroverov, 23.11.2012 14:34 (#)
5274

Автор как раз спорами называет содержательные дискуссии по острейшим вопросам, они и есть по форме споры, давайте называть вещи своими именами. Общей стратегии нет, выработать ее можно только в диалоге, а не решением большинства на голосованиях некого органа.

User pshumkin, 23.11.2012 18:49 (#)

Автору и было сказано, что споры -это не дискуссии, а диспут это не сомыслие.
Хорошо, конечно, что уже не голосование. Но тогда тем более, пора называть вещи своими именами.
То есть организовывать профессиональные дискуссии, а не публично учится им.

User nanoscience, 23.11.2012 18:08 (#)
3460

"Ну, нет у нас Ганди "

Почему же нет ? Очень даже есть, я считаю.

Во-вторых, предложение гражданской группы не переходить на личности считаю очень разумным, а подстрекателей, продолжающих галдеж вне КС неразумными. Ссылка не предложение гражданской группы мне понравилась, а ссылка на манифест другой группы, согласен с автором, далека от совершенства, по-моему. В этом свете, чего хотел сказать автор статьи, кроме самопиара, я не знаю, да и не хочу. если честно, знать.

Vip staroverov, 23.11.2012 20:07 (#)
5274

"Почему же нет ? Очень даже есть, я считаю."

и кто же сей вождь? :)

"да и не хочу. если честно, знать."
исключительно самопиар

(комментарий удалён)
Vip staroverov, 24.11.2012 14:12 (#)
5274

Пока таких персонажей как КС и Пархоменкане касается, они за свободу слова и полемику. Требования, политическая платформа и принципы - разные вещи. Развернувшаяся полемика наглядно показала, что цели у разных групп разные, и далеко не все собираются мирно свергать нелегитимную власть. Вообще раскол на "большевиков" и "меньшивиков" назревает в этой связи.

Vip staroverov, 24.11.2012 14:20 (#)
5274

вернее он произошел еще 10 декабря, но многие до сих пор не определились с лагерем.

User vcl, 25.11.2012 00:13 (#)

состав совета оппозиции - попсовое сборище, и ничего кроме дискуссий без толку и смысла, не будет. Сам результат таких выборов свидетельствует о том, что и голосовало попсовое сборище, не имеющее ни внятных понятий, ни логики, как и те, кого они избрали. Хорошо будет, если революция сметет не только власть, но и этот полоумный совет офпозыции, и придут люди в обход их фильтров, прямо из революции. Тогда у страны есть какой-то шанс.

Vip staroverov, 25.11.2012 18:32 (#)
5274

результаты голосования были предопределены его процедурой. если бы выбирали не по общему списку, а от регионов, все было бы иначе.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: