в блоге Министерство образования против образования

Vip Светлана Ганнушкина (в блоге Свободное место) 04.06.2012

10

Новый приказ Минобрнауки лишает тысячи детей доступа к обучению

7 мая, в день инаугурации бывшего и нового президента Владимира Путина, Министерство образования и науки сделало нам подарок. Вступил в действие приказ № 107 от 15 февраля 2012 года "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения", который касается поступления детей в школу. Он вызывает очень большие опасения, так как вводит жесткие ограничения по приему в школы по всей России. Ограничения эти коснутся как иностранцев, так и россиян и повлекут за собой, как мы считаем, без преувеличения катастрофические последствия для культуры нашей страны.

У нас есть подробное правовое заключение, здесь же хотелось бы обратить внимание на те пункты, которые при беглом чтении не сразу обращают на себя внимание. Прежде всего это пункт 12, где сказано, что родители или законные представители ребенка вместе с заявлением о приеме ребенка в школу должны предоставить оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства на закрепленной за школой территории, а также копию этого свидетельства. В следующем абзаце этого же пункта говорится о том, что иностранным гражданам и лицам без гражданства дополнительно к этому свидетельству нужно предоставить документ, доказывающий легальность их пребывания на территории России.

В пункте 16 приказа говорится, что после того как в школу будут приняты все дети, проживающие и зарегистрированные по месту жительства на закрепленной территории, возможен набор детей зарегистрированных по месту жительства в этом же муниципальном образовании, но за пределами территории, закрепленной за этой школой. Больше ни о каких детях, которые могут прийти в школу, и о правилах приема таких детей ничего не говорится. Из чего мы делаем вывод, что никакие другие дети не могут быть приняты в школу. В этом нас убеждают две вещи: во-первых, значительный опыт нашей организации, во-вторых, уже имеющаяся практика применения приказа. У нас уже есть жалобы на отказ детям, не имеющим регистрации по месту жительства на закрепленной за школой территории.

Как соотносится этот приказ с законодательством России и международными правовыми актами, участником которых является Россия? Во-первых, он противоречит статье 43 Конституции России, которая дает право на образование каждому и в которой подчеркивается общедоступность и бесплатность образования. Эта же статья воспроизводится в законе «Об образовании». Во-вторых, есть противоречие со статьей 3 федерального закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». В-третьих, нарушены международные правовые акты: Конвенция о правах ребенка, которая гарантирует право каждого ребенка на образование, статья 2 протокола 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая запрещает отказ в праве на образование.

Кого касается этот приказ, кому теперь будет закрыт доступ в школу? Во-первых, это касается граждан России, у которых нет регистрации по месту жительства на закрепленной за школой территории или в данном населенном пункте. Он также коснется огромного числа легально проживающих в России иностранных граждан, потому что регистрацию по месту жительства из иностранных граждан у нас имеют только те, кто имеет вид на жительство (на сегодняшний день это 167 772 человека). При этом, например, есть еще такая форма легального пребывания в РФ, как разрешение на временное проживание. Таких людей 384 тысячи, но они регистрируются по месту пребывания, так что их дети также подпадают под приказ. Кроме того, есть люди, проживающие по визам или прибывшие в безвизовом режиме, – это более трех миллионов человек, и их дети также лишены доступа в государственные школы. И, конечно, не смогут отправить своих детей в школы признанные беженцы – их сейчас 812 человек на всю страну.

И о последствиях. Если этот приказ не удастся отменить, у нас образуется значительное количество групп неграмотной молодежи, что приведет к усилению социального напряжения, создаст угрозу безопасности населения и прогрессу нашей страны. И все это происходит на фоне принятия указа Путина о национальной политике, который предлагает ужесточить меры, наказывающие за нарушение миграционного законодательства, которое и так у нас достаточно строгое и недостаточно детализированное.

Введены беспрецедентные ограничения для поступления в школу. Мы имеем опыт борьбы против похожих, но все же не столь жестких запрещающих документов, которые удавалось отменять. Впервые с этой проблемой мы столкнулись, когда пошли беженцы из Азербайджана. От приехавших людей требовали регистрацию либо отметку о том, что они поставлены на учет как беженцы или вынужденные переселенцы. Вероятно, были какие-то инструкции на этот счет, но мы не могли их обнаружить. Нам удавалось договариваться с директорами школ, они говорили нам: «Дайте нам какую-нибудь бумажку, и мы детей в школу возьмем, мы все понимаем». Мы давали свое сопроводительное письмо, и детей брали, потому что, естественно, педагоги понимали, что дети должны учиться. Где-то в сентябре 1995 года в школу брать перестали даже с нашими письмами. Директора с сожалением сказали нам, что больше ничего не могут сделать, так как их проверяют каждый день.

Такого не было даже в советское время, это новая российская практика. В советское время каждый дом, каждая квартира, каждый ребенок были прикреплены к какому-то детскому саду, школе, поликлинике. Дважды в год – весной и под конец лета – в каждую квартиру приходило официальное лицо и переписывало всех детей. И никто не спрашивал, прописаны ли эти дети. Они могли жить у бабушки, у знакомых, это просто были советские дети, и они должны были пойти в школу.

В 1995 году мы попробовали выяснить, кто же и почему проверяет директоров и запрещает им брать в школу детей, - и тогда самый смелый директор дал нам текст запрещающего документа. Это было письмо начальника паспортного управления ГУВД Москвы Серова заместителю начальника московского Департамента образования Кузнецову. Начиналось оно так: «Уважаемый Генрих Дмитриевич! Ваше письмо о приеме в школу учащихся из Чечни паспортным управлением ГУВД города Москвы рассмотрено». Что происходит с менталитетом тех, кто должен заниматься образованием, если заместитель начальника Департамента образования пишет в милицию вопрос: «А я должен детей в школу брать или не должен?» - и тот ему отвечает в духе своего репрессивного менталитета: «Прием на учебу в общеобразовательные школы иногородних учащихся без наличия у них прописки или регистрации является нарушением действующей паспортной системы. Что же касается прибывших в город значительного количества беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе из Чечни, то вопрос их приема в школы следует решать при наличии у них или их родителей удостоверений, выдаваемых миграционной службой правительства Москвы».

В это время миграционная служба правительства Москвы издает распоряжение, по которому беженцев и вынужденных переселенцев Москве на учет ставить нельзя, потому что «Москва не предназначена для беженцев». Как будто есть специальные территории, предназначенные для беженцев, а Москва не предназначена. Теперь ни беженцы, ни просто люди без регистрации поступать в школы не могли. Это было прямым нарушением статьи 3 федерального закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», где было сказано, что наличие или отсутствие регистрации не может быть основанием для приобретения какого бы то ни было права и не может стать основанием для невозможности его реализации.

В конце концов мы получили протокол, которым было оформлено это решение, а потом в 1999 году это было внесено в «Правила регистрации правительства Москвы и правительства Московской области об утверждении правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства». Согласно пункту 5 этих правил, «органы образования административных округов Москвы и муниципальных образований Московской области осуществляют прием в детские дошкольные учреждения, а также общеобразовательные школы детей, родители которых проживают в Москве и Московской области и зарегистрированы по месту жительства или по месту пребывания».

Началась наша долгая борьба. Мы обратились в суд. 25 декабря 2000 года судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда удовлетворила нашу жалобу в части признания этого пункта 5 правил незаконным. В мае 2001 года было принято решение Верховного суда. Изменения в правила были внесены 5 февраля 2002 года.

С тех пор Москва отдельных документов не выпускает, действуют единые правила по всей России. Но теперь то же самое мы получаем от федеральной власти. А значит, мы снова будем обращаться в суд и вести эту бесконечную борьбу.

Светлана Ганнушкина, Елена Буртина


Комментарии
, 05.06.2012 00:00 (#)
11328

В дополнении к тексту Светланы Ганнушкиной.
А тот же родитель, который не в состоянии будет притащить бумажку, в подтверждении того, что ты не какашка, а как есть "закрепленное лицо"(чтоб им, чиновью от Минобразины пусто было с их казенно-поганым языком!!!), но страстно желающий водить чадо не по месту регистрации, должен будет выкладывать 100 000 рублей в год за обучение.
Нормально, ага? Я, когда услышала это от классного руководителя сына-третьеклассника, где стояла там и рухнула.:(((
Неделю назад мне опять звонили и потребовали принести срочно московскую регу, а то, дословно цитирую, "Деньги уйдут в область", в Московскую то бишь (сами живем-работаем-школяствуем-детсадствуем в Москве). Если в марте мне давали отсрочку до начала следующего учебного года, то сейчас нужно тащить ее срочно. А где я ее возьму?! Мне и в голову не приходило, что имея подмосковную постоянную регу, я буду иметь головную боль в Москве!!
На этом остановлюсь, ибо из души дальше рвется мат в адрес этих тварей конченных.

livejournal.com fg2b [livejournal.com], 05.06.2012 00:22 (#)

Лишают тысяч???

Откуда у детей доступа к обучению тысячи? И тысячи чего, в какой валюте?
Также непонятно откуда у доступа к обучению могут быть дети.
Странная какаю-то опозиционерка...

, 05.06.2012 11:10 (#)
11328

Это вы, очевидно, благополучный в отношении закабаления, ой, пардон, регистрации, человек, вам и не ведомо, что в таком, как я, действительно тысячи, десятки тысяч, может и сотни, когда прописаны в одном месте, а живут в другом. Моя подруга имеет троих детей, двое школьники, в Москве без регистрации, хозяева не хотят регистрировать (так же, кстати, как и нас, на нашем съемном жилье) Детей устроили по липовой регистрации. До сегодняшнего момента я не переживала, подмосковной было достаточно. Ан нет. Теперь и мне надо сильно-сильно репу чесать, боюсь, что к тем же ребятам надо обратиться..... Бардак во власти, произвол во власти и геноцид против своих граждан -вот что такое наша страна.

User nanoscience, 05.06.2012 00:42 (#)
3460

институт прописки антиконституционен

User flasher, 05.06.2012 07:59 (#)

А у меня ребенок фактически в другом районе Москвы живет, чем зарегистрирован

А ведь есть многие семьи молодые, которые живут на съемном жилье и у которых дети фактически зарегистрированы не там где школы.

User towerus, 05.06.2012 09:12 (#)
12575

"Если они хотят быть такими умными, то должны учиться ходить строем", как говаривал наш старшина.

Каждое мелкое существо в чиновничьих дебрях норовит сделать кучку и тем оставить себя в истории, напоминая о себе хотя бы вонью. В самом деле в этом паноптикуме под названием Минобраз такие диобразы водятся, что любо-дорого (скорее дорого чем любо) посмотреть. Но самое страшное - они размножаются и у каждого есть дети, из которых они воспитывают таких же моральных уродов.

User kaznelson, 05.06.2012 16:10 (#)

А нефиг!

Расплодились шибко грамотные, таблицы умножения повыучивали! Вот была черта оседлости - и было всё отлично. А как поналезли в гимназии пахатые, полячишки и прочие кухаркины дети - что вышло. Погубят Святую Русь грамотеи и книгочеи, пагууубют!!!

User kaznelson, 05.06.2012 16:11 (#)

Пардон-с

пархатые

User wrrow, 05.06.2012 23:15 (#)
3267

да нее,зубы обломают. Супротив сувяренной духовности не попрешь!

User alexfromm, 06.06.2012 09:30 (#)

эти игры -- всего-лишь мелкие эксперименты в рамках большой научной программы которую можно назвать Теория и Практика Оскотинивания Подотчётного Населения. То есть образование, даже примитивное в бесплатных школах, ничего хорошего российской власти не принесёт, и наверху это понимают давно и прочно. Значит, разрушение системы образования, ее профанация и понижение ее уровня станут процессами постоянными, и результат собственно вполне ясен уже сегодня.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: