Также: Азия, Мир, Политика | Персоны: Юлия Башинова

в блоге Одна абсолютно счастливая деревня

Vip Юля Башинова (в блоге Свободное место) 11.01.2011

255

Грани-ТВ выложили видео о тибетской детской деревне, и я решила поделиться своими небольшими познаниями о ней (даже, скажем так, воспоминаниями), полученными в ноябре 2010 года в Дхарамсале.

Были мы в деревне 27 ноября, это был первый день медиа-тура для российских журналистов. Небольшую делегацию привезли в одну из тибетских детских деревень, где нас встретил директор Цеванг Йеши. Он провел нас по всему комплексу и рассказал, как устроено это необычное учебное заведение.

Тибетская детская деревня – это школа для детей тибетских беженцев или для детей, бежавших из Тибета без родителей (с проводниками), где они имеют возможность получить традиционное тибетское и современное академическое образование. Здесь научные занятия перемежаются духовными, гармонично формируя подрастающее поколение тибетцев. Надо сказать, что бежать из Тибета – это только звучит как-то быстро и понятно. Бегут дети и взрослые обычно в зимнее время, когда в Гималаях больше всего снега (равнинные преследователи-китайцы непривычны бегать по горам, да еще по колено в сугробах), преодолевают несколько сотен перевалов, а протяженность общего пути я даже примерно осознать не могу. Я не знаю, сколько времени занимает путь, но вы можете составить примерное представление об этом, посмотрев фильм "Переход через Гималаи: тибетские дети отправляются в изгнание".

Признаюсь, я вошла на территорию школы-деревни, едва сдерживая слезы. Десятки маленьких потрепанных ботиночек, аккуратно составленных у входа в дом, одинаковые рубашечки и разноцветные носочки, сохнущие на веревках после стирки, понимание того, какие испытания прошли эти дети и какие им еще предстоят (ведь многим нужно будет вернуться обратно так же – через горы, а многие уже не застанут своих родителей) – все это давило камнем, и я думала только об одном: как бы не расплакаться прямо у всех на виду.

Первых мы увидели ребятишек разного возраста, которые укладывали большие чемоданы: собирали летние вещи на хранение до следующего сезона. Дружные, тихие, они слаженно выполняли поставленную задачу, с любопытством поглядывая на нас и спокойно реагируя на фото- и видеоаппаратуру. Мы вели себя как туристы-вандалы, снимающие экзотику, но я знала, что если мы не будем этого делать, то ничего не привезем домой. И не покажем, какие люди тут живут.

Господин Цеванг рассказал нам, что здесь обучаются 2000 детей разного возраста. Дети от 6 до 14 лет живут смешанными группами, как в семье, и все делают сами: готовят, стирают, убирают. За каждыми пятью студентами присматривает воспитатель, который всегда готов прийти на помощь, но не выполняет за детей их обязанности. Все сказанное мы тут же видели своими глазами. Кто-то подметал, кто-то мыл, кто-то чистил, кто-то помешивал еду в кастрюле, кто-то прибирался в большой комнате с рядами аккуратно застеленных кроватей. Не было ощущения, что нас здесь ждали, текла обычная жизнь. Мы старались сильно не нарушать ее, не вторгаясь в частное пространство живущих здесь детей.

Далее мы попали в ясли, где живет молодняк – до 6 лет. У них как раз закончился тихий час, дети просыпались и выползали на улицу сонные и задумчивые. Постепенно они отходили ото сна, улыбались, рассматривали нас, охотно шли на контакт, если кто-то начинал с ними играть. Не все мы, правда, решались – видимо, как-то страшно было что-то нарушить в этом мире. Но он не был другим, это были просто дети, это нам они казались непростыми, непонятными. Я жалею, что сама не поиграла с ними: нашел какой-то ступор от волнения и нахлынувших эмоций.

Здесь нам рассказали об основателе школы – сестре его святейшества Джецун Пема. Сейчас она отошла от дел, оставаясь в попечительском совете. Ее преемник господин Цеванг достойно продолжает ее дело. Очень красивый, светлый и мудрый человек. На видео это очень хорошо видно.

В конце концов дети стали кричать нам «бай-бай!», и мы решили, что действительно пора уходить. Хотя очень не хотелось.

Мы прошли по дорожкам к храму, встречая по дороге разных ребят и девчонок. Кто-то сидел в траве с тетрадками и учебниками, кто-то смотрел на футболистов, которые гоняли мяч на стадионе с надписью «Others before self», у кого-то в стопке учебников я увидела книгу Далай-ламы. На территории школы было очень чисто, в отличие от тех индийских улочек, которые я видела, везде были урны с надписью «Выброси сюда мусор, где бы ты его ни нашел».

Издалека нам показали общежитие для студентов старше 14 лет, идти до него было далеко, да и не хотелось ребят беспокоить своим любопытством. Необыкновенная экскурсия закончилась чаепитием, во время которого директор ответил на вопросы журналистов.

Покидала деревню я с совсем другим ощущением. Я поняла, что мне радостно от того, что я увидела так много счастливых детей. Поначалу мне было непонятно, почему они счастливы, ведь на их долю выпало так много испытаний. Переводчик Лена объяснила мне, что тибетцы с самого детства мыслят иначе, чем мы. Во всем, что происходит, они стараются выделить что-то положительное и сосредоточиться на нем, а не на трудностях и проблемах. Это помогает им переживать сложные времена и сохранять эмоциональное равновесие. «Есть чему поучиться у них», - подумала я, напоследок оглядывая прекрасную счастливую деревню.

Увидеть все подробнее своими глазами можно на фотографиях в моем Фейсбуке.


Материалы по теме

Комментарии

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: