статья Эффективный менеджер и тупые генералы

Борис Соколов, 23.06.2008
Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Фильм режиссера Сергея Крауса, показанный на НТВ в преддверии 67-й годовщины начала Великой Отечественной войны, называется вполне просторечно, в духе путинских сортирных афоризмов, - "Кто "прошляпил" начало войны". Главная мысль авторов фильма чрезвычайно проста: за катастрофу 22 июня Сталина упрекать не следует. Всему виной его нерадивые военачальники.

В фильме опровергается распространенная легенда о том, будто в 1937-1938 годах было расстреляно 40 тысяч командиров и политработников Красной Армии. И приводятся близкие к реальности цифры - около 10 тысяч арестованных по политическим мотивам, из них 1687 расстреляно в период 1937-1940 гг. Расстрелянных, конечно, жалко, убеждают нас в фильме историки, но особенно большого ущерба Красной Армии это не нанесло. Однако на самом деле потери от репрессий были значительно больше. Ведь подавляющее большинство из более чем 20 тысяч уволенных и не восстановленных в армии по политическим или национальным мотивам командиров и комиссаров было впоследствии арестовано. Это касалось в основном командиров среднего звена - от роты до батальона, что тоже серьезно ослабило Красную Армию. Многих из числа уволенных из армии командиров и комиссаров позднее расстреляли, но в статистике они проходили уже как гражданские лица.

Что же касается высшего комсостава, то его судьба была гораздо печальнее. Как подсчитал историк Олег Сувениров, в бригадном звене РККА (комбриги и приравненные к ним) из 877 человек были расстреляны или погибли в тюрьмах 478 человек; в дивизионном (комдивы) звене: из 352 человек - 293; в корпусном (комкоры) - 115 человек, в высшем (маршалы и командармы) - 46; во всех же звеньях были расстреляны 729 человек, умерли под стражей - 63, покончили жизнь самоубийством - 10 человек, так что всего погибло 802 высших военачальника. Из тюрем вышли живыми лишь 130 человек. Красная Армия была почти полностью лишена своего высшего комсостава.

А еще раньше она практически полностью избавилась от бывших царских офицеров. В 1924-1936 годах их было уволено из рядов РККА аж 47 тысяч, многие впоследствии были арестованы и расстреляны. И все это делалось с санкции Сталина, который фактически и был главным строителем Красной Армии во второй половине 20-х и в 30-е годы. В германской армии к началу Второй мировой войны все командиры дивизий и полков имели опыт службы на офицерских должностях в годы Первой мировой войны. В РККА же к тому времени бывших царских офицеров можно было пересчитать буквально по пальцам. Это обстоятельство значительно снижало боеспособность Красной Армии в сравнении с вермахтом.

В фильме главным виновником катастрофического для Красной Армии начала войны назван - кто бы вы думали? - Михаил Тухачевский, благополучно расстрелянный за четыре года до начала Великой Отечественной. Главной виной Тухачевского называется инициатива по разработке многобашенных танков, оказавшихся непригодными для боевых действий из-за своей неуправляемости, и принятие на вооружение безоткатного орудия, дававшего осечку на каждом 20-м выстреле. При этом как-то забывают, что сейчас безоткатными орудиями вооружены все крупнейшие армии мира. В фильме также глухо звучит намек на измену - и склады с боеприпасами и другими предметами снабжения слишком близко к границам располагали, то эшелон с новейшими танками по всей стране гоняли, а потом и вовсе потеряли. Один из историков в фильме даже прямо говорит о предателях и изменниках. Кстати сказать, кроме "говорящих голов" историков и публицистов ничего зрительно запоминающегося в фильме нет - только давно приевшиеся кадры хроники, нашей и немецкой.

Но, объясняя причины неудачного для СССР начала войны, авторы все-таки напирают не столько на предательство, сколько на извечное российское разгильдяйство и надежду на "авось". Бестолковые генералы и маршалы по природной расхлябанности и бестолковости не выполняли мудрые указания товарища Сталина по повышению боеготовности и боеспособности войск. Поэтому и аэродромы и самолеты на них оказались незамаскированными, и танки не готовы к бою, и экипажи не умеют на них ездить, и войска не там стоят, и доты без боеприпасов остались... Словом, в Красной Армии разгильдяй на разгильдяе едет и разгильдяем погоняет - от солдата до маршала. Правда, к отбору мальчиков для публичного бичевания авторы фильма подходят довольно избирательно. Кроме Тухачевского, это расстрелянные командующий Западным особым военным округом Дмитрий Павлов и подчиненные ему генералы, погибший в бою командующий Киевским особым военным округом генерал Михаил Кирпонос и его начальник штаба Максим Пуркаев, благополучно переживший войну, но будто бы впавший в опалу - в 43-м его послали командовать Дальневосточным фронтом (авторы, возможно, не знают, что в 44-м Пуркаева произвели в генералы армии - какая уж тут опала). Еще вроде бы не совсем лестно поминается Ворошилов, зато ни слова критики нет по адресу начальника Генштаба Жукова, наркома обороны Тимошенко, заместителя наркома Шапошникова, высокопоставленных генералов Генштаба Ватутина и Василевского - словом, всех тех, кого авторы собираются зачислить в сугубо положительные герои Великой Отечественной.

Сталин в фильме - эффективный менеджер, мудрый вождь, да вот только исполнители его гениальных замыслов сплошь лихие супостаты. Он понимал, что с такой армией не то что нападать, и обороняться-то толком нельзя. Поэтому все разговоры о том, что Сталин планировал нападение на Гитлера, от лукавого. Авторы фильма предпочли не обратить внимание на резолюцию заместителя начальника Генштаба Ватутина на мартовском 41-го года плане стратегического развертывания Красной Армии на Западе: "Наступление начать 12.6.". Любой непредвзятый историк скажет, что без санкции Сталина такую резолюцию генерал никогда бы не рискнул поставить. Другое дело, что к 12 июня подготовиться не успели и наступление перенесли на июль. А вот в стилистике фильма про "прошляпивших" вполне можно было бы порассуждать о дураках генералах, готовивших без ведома Сталина чудовищную авантюру - нападение на Германию, да прозорливый генсек их вовремя остановил.

Также сбрасывается со счетов авторитетное свидетельство бывшего наркома ВМФ Николая Кузнецова о том, что Сталин имел весьма идеалистическое представление о реальной боеготовности Красной Армии и был просто потрясен, когда советские самолеты были уничтожены прямо на аэродромах.

Нет, Сталин все предвидел. Вот только разведка его путала, все время давала противоречивые сведения о германских намерениях. В фильме прямо утверждается, что Рихард Зорге никакой ценной информации насчет даты начала войны не сообщил. Но это не так. На самом деле Зорге действительно передавал в Москву в начале июня, что, как сообщили германскому послу в Токио из Берлина, "немецкое выступление против СССР начнется во второй половине июня". Он был "на 95% уверен", что война начнется. Да, ранее Зорге сообщал, что нападение должно произойти в середине мая, но это тоже не было дезинформацией. До балканской кампании Гитлер действительно собирался напасть на СССР 15 мая 1941 года, но из-за войны с Югославией и Грецией вынужден был отодвинуть начало наступления по плану "Барбаросса" на 22 июня.

Инцидент с немецким "Юнкерсом-52", пролетевшим без всякого противодействия советской ПВО от Белостока до Москвы и приземлившимся на Тушинском аэродроме 14 мая 1941 года, трактуется, с одной стороны, как еще одно свидетельство разгильдяйства, за которое были заслуженно наказаны руководители авиации и ПВО. Разгильдяйство разгильдяйством, но надо ли было за него расстреливать целую группу генералов, обвинив их в очередном заговоре? С другой стороны, в фильме утверждается, будто на этом "Юнкерсе" прилетел специальный посланник Гитлера, доставивший письмо Сталину, в котором фюрер просил не беспокоиться насчет концентрации немецких войск у советских границ. Никаких документов, подтверждающих эту экстравагантную версию, естественно, не приводится. Документальными подтверждениями авторы себя вообще не утруждают. Что же, в самом деле, Гитлер не мог согласовать прибытие своего дипломата по официальным каналам, а положился на немецкий "авось" - а вдруг русские самолет не собьют?

В фильме содержится очевидное противоречие. С одной стороны, утверждается, будто путаные донесения разведки не позволяли Сталину разгадать намерения Гитлера. С другой стороны, прямо говорится, что будущий верховный главнокомандующий прекрасно знал планы Гитлера, да вот беда - никак не мог установить точную дату, когда Гитлер нападет. И постоянно зондировал потенциального противника. Таким зондажем стало и печально знаменитое заявление ТАСС от 14 июня, где утверждалось, что Германия столь же неукоснительно соблюдает договор о ненападении, как и Советский Союз, и слухи о сосредоточении немецких войск на советской границе лишены оснований.

Когда Гитлер никак не ответил на это заявление, Сталин будто бы понял, что германское нападение последует в ближайшие дни. Казалось бы, тут и надо немедленно начать перебрасывать войска к границе, приводить их в боевую готовность и осуществлять скрытую мобилизацию. Но Сталин знает, что к войне мы не готовы, значит, и войска в готовность приводить нельзя, чтобы не спровоцировать Гитлера. Поэтому он продолжает зондировать Гитлера. И 18 июня Молотов просит фюрера его принять, но получает отказ. Вот тогда Сталин будто бы уверовал, что Гитлер сейчас нападет. И отдал директиву о приведении войск в боевую готовность. Но военные в очередной раз прошляпили, директиву не выполнили, и пришлось ее повторять в ночь на 22 июня, когда было уже поздно. Одна беда: ту, первую директиву от 18 июня до сих пор не могут найти в архивах. Ну, убеждают нас в фильме историки-патриоты, директиву вместе с другими обеляющими Сталина документами запросто могли сжечь в хрущевское время, когда в архивах круглосуточно печки топились. Создателям фильма не приходит в голову одна простая мысль: если бы директива от 18 июня действительно существовала, то в директиве от 21 июня, неоднократно публиковавшейся, должна была бы быть на нее прямая ссылка. А такой ссылки нет.

На самом деле заявление ТАСС от 14 июня было вызвано тем, что накануне в нацистском официозе "Фёлькише беобахтер" появилась статья Геббельса "Крит как пример", где делались прямые намеки на скорую высадку вермахта в Англии. Номер был конфискован цензурой, но с таким расчетом, чтобы часть тиража успела достичь посольств в Берлине и нейтральных стран. Сталин решил, что Гитлер действительно собирается покончить с Британской империей, а войска на Востоке сосредотачиваются лишь для маскировки этого намерения. Поэтому советский вождь продолжил подготовку к вторжению в Западную Европу. Вот после 18 июня, когда сосредоточение по плану "Барбаросса" уже перестали маскировать и к границе двинулись танковые и моторизованные соединения, а на приграничные аэродромы прилетели самолеты, он по-настоящему забеспокоился, да было поздно, тем более что советские войска начали приводить в боевую готовность лишь в роковую ночь на 22 июня, а по боеспособности они на голову уступали вермахту.

В фильме звучит тезис о том, что на Сталине лежит ответственность без вины. Что ответственность за поражения первых лет войны он сполна признал в знаменитом тосте за здоровье долготерпеливого русского народа, который действительно готов был простить своему правительству очень многое. По мнению авторов фильма, Сталине ошибся в том, что не учел вековечное русское разгильдяйство, так ярко проявившееся в его военачальниках, да и в гражданской бюрократии тоже. А террор и репрессии - это, так, мелочи, за них с Иосифа Виссарионовича и спрашивать смешно.

На самом же деле слабость Красной Армии проистекала из особенностей советской тоталитарной системы, созданной Сталиным, которую Сталин во многом сам создал и за пороки которой он несет полную ответственность. Тут и репрессии, и жестокая коллективизация, и презрение к человеческой жизни, и привычка действовать по шаблону и по команде. Сталину не нужна была профессиональная армия, в которой он видел угрозу собственной неограниченной власти, а массовое, но плохо обученное войско, фактически народное ополчение, которое могло побеждать только большой кровью.

Еще в фильме утверждается, что с началом войны разгильдяйство кончилось как по мановению волшебной палочки. Народ и военачальники собрались, подтянулись и очень скоро научились бить врага. Русский человек долго запрягает, но быстро ездит. Только вот в первые недели войны было много дезертиров, главным образом уроженцев Прибалтики и Западной Украины. Тут можно возразить, что русских у Гитлера служило ничуть не меньше, чем прибалтов и украинцев. Вспомним хотя бы Русскую освободительную армию генерала Власова и Русскую освободительную народную армию инженера Каминского. Что же касается умения воевать и отсутствия разгильдяйства в годы войны, любой непредвзятый историк Великой Отечественной назовет множество фактов, свидетельствующих об обратном и относящихся не только к 1941-му, но и к 1943-1945 годам, когда Красная Армия уже гнала врага на Запад. И воевать вплоть до конца войны продолжали очень большой кровью. Достаточно сказать, что максимальные за всю войну потери убитыми и ранеными Красная Армия понесла не в начале войны, а в июле-августе 43-го и в июле-августе 44-го года.

И еще. Оказывается, лучше всего к войне были готовы и лучше всего сражались в первые ее недели... пограничные войска. Они, мол, умело и доблестно сражались против многократно превосходящих неприятельских сил, и если бы им вовремя подоспели на помощь красноармейские части, то ход войны мог бы быть совсем иным. А командовал пограничниками известно кто - Берия. Вот поэтому-то их подвиг и замалчивали при Хрущеве и позднее. Тут мы имеем дело с еще одним мифом - мифом об особой доблести советских пограничников, культивировавшимся еще с довоенных времен и счастливо дожившим до сегодняшнего дня. Пограничники имели одно преимущество перед красноармейскими частями - в их рядах была выше доля сверхсрочников, что действительно позволяло им сражаться более профессионально. Однако никакого заметного влияния на ход первых сражений сопротивление пограничников не оказало. На основных направлениях своего наступления немцы без труда заняли пограничные заставы. Были, конечно, случаи отдельных героических подвигов пограничников, равно как и красноармейцев, но не они определяли суть первых недель войны. А упор на пограничников, сделанный авторами фильма, объясняется, очевидно, нынешним всеобщим почтением к дорогим органам.

Перед нами вариант старой сказки про доброго царя и лихих бояр. Один только и был добрый боярин, Лаврентий Берия, да и того потом враги извели. Это сказка с возможной проекцией на современность. Разве что царей у нас сегодня вроде бы не один, а два. Иосиф Виссарионович такого бы не допустил.

Борис Соколов, 23.06.2008