статья Все билеты проданы

12.05.2010

Преподавательница МГУ попалась на взятке за поступление на факультет, деканом которого состоял ее отец. Дело пытались закрыть, но в Сеть была выложена оперативная съемка, Полине Суриной предъявили обвинение, Алексея Сурина уволили, результаты олимпиады для абитуриентов аннулировали (Полину подозревают в махинациях с результатами этого конкурса). Громкий скандал с участием ректора, прокуратуры, СКП и депутатов Госдумы наглядно продемонстрировал масштабы вузовской коррупции и методы "борьбы" с этим злом.

Алексей Сурин. Фото с сайта www.spa.msu.ru
Алексей Сурин, бывший декан факультета госуправления МГУ
Уверен, что дочь невиновна... Кому это нужно, я не буду говорить, потому что если я скажу, то они об этом узнают. Это сначала надо доказать. Так же как и наоборот: чтобы говорить, что моя дочь... это надо доказать.
Ирина Мысляева. Фото с сайта www.spa.msu.ru
Ирина Мысляева, зав. кафедрой экономической теории факультета госуправления МГУ
Это невероятно, я просто не могу поверить в случившееся. Мы все знаем Полину с пеленок. Она училась у нас, окончила университет с красным дипломом, затем защитила кандидатскую диссертацию. Все возлагали на нее большие надежды.

Она никогда не шла на уступки и была строгим преподавателем. В прошлом году за неуспеваемость были отчислены несколько студентов, которые даже ей угрожали, обещали отомстить. Может, это как-то связано. Просто Полина и взятки — это какие-то несовместимые понятия.

Нина Останина. Фото с сайта http://kprf.ru/
Нина Останина, депутат Госдумы от КПРФ
Мне известно, что на следователей, расследующих это дело, было оказано беспрецедентное давление. По моим данным, это давление было организовано высокопоставленными покровителями Полины Суриной. Господин Володин (депутат Госдумы, один из лидеров "Единой России". - Ред.) возглавляет кафедру на факультете, деканом которого является отец госпожи Суриной и на котором преподает она сама. Конечно, это может быть совпадением. Но, насколько я знаю, госпожа Сурина в МГУ занимается партийной работой от имени "Единой России" и ее даже называют правой рукой господина Володина в этом вузе. Дело Полины Суриной — это проверка власти на принципиальность.
Владимир Миронов, декан философского факультета МГУ. Фото с сайта www.russ.ru
Владимир Миронов, декан философского факультета МГУ, член комиссии по проверке итогов олимпиады
Вводится прямое управление факультетом, и создана комиссия по дополнительной проверке результатов олимпиады, это стандартное решение в этой ситуации. Студенты уже написали все работы, но если выяснится, что какие-то оценки выше, то будет оформляться решение о понижении оценки.
Татьяна Малкина, журналистка
Мы хоть и без радости, но вполне осознанно участвуем в конвенции. Согласно ее условиям, преподаватель, «помогающий» нашему чаду поступить в университет, — благодетель, а не взяточник, анестезиолог, дающий нам за деньги «правильный» наркоз, — спаситель, а не мздоимец, сотрудник военкомата, за сногсшибательную сумму отмазывающий нашего сына от армии, — практически отец родной, а не продажный гад.

Тот факт, что конвенция эта практически никогда не нарушается, свидетельствует, на мой взгляд, о многом. Например, о том, что она относится к вопросам нашей базовой безопасности. О том, что она работает как часы. О том, что этому институту и присущим ему механизмам социально-экономического регулирования сегодня нет альтернативы.

...Cенсационная поимка дочери декана факультета госуправления МГУ, по совместительству являющейся преподавательницей того же факультета, за взятие взятки мне лично представляется какой-то сомнительной. Не потому, что у меня в голове не укладывается, что такое возможно. А потому, что вся история вопиющим образом не вписывается в конвенцию... То ли не так договорились о таксе, то ли не был выдан устный гарантийный сертификат. То ли такса зашкалила: репетиторство репетиторством, но надо и честь знать.

Марина Литвинович. Фото Граней.Ру
Марина Литвинович, политтехнолог
При том что взятки в вузах у нас берут очень многие, ловят почему-то только одну Сурину. Совершенно не обеляя ее, хочу заметить, что скорее всего Сурину банально заказали, поскольку такие "спецоперации" со съемкой скрытой камерой происходят не каждый день и в основном только по заказу - то есть когда нашим правоохранителям заносят сумму и "заказывают" человека.

Тут нам важно отметить, что в следственные органы, видимо, заносили с двух сторон, раз развернулась такая борьба за освобождение-неосвобождение Суриной, а также за квалификацию по ее уголовному делу ("получение взятки" или "мошенничество"). Прокуратура тоже при деле.

Кроме того, о нешуточности борьбы свидетельствует и подключение "тяжелой артиллерии", а именно депутатов.

...Одни коррупционеры заказали других коррупционеров. И борются при помощи силовых структур, тоже не забесплатно. Делят, естественно, хлебное местечко - факультет госуправления МГУ.

...Полину Сурину "заказали" как раз к моменту переизбрания декана факультета.

Александр Савельев
Александр Савельев, студенческий активист
За то время, что я учусь на филологическом факультете МГУ, давать взятки (например, чтобы сдать экзамен) мне не приходилось, но я знаю, что многие абитуриенты через схему подобного предэкзаменационного "репетиторства" обеспечивают себе поступление. Я могу только догадываться, каковы масштабы этого бизнеса на элитном факультете госуправления, если даже на относительно непрестижных факультетах он благоденствует.

С другой стороны, очевидно, что за появлением видео с дочерью декана Сурина стоят не только и не столько борцы с коррупцией. Если бы они действительно озаботились коррупцией в российских вузах (а в большинстве из них ситуация еще хуже, чем в МГУ), то могли бы раскрывать такие случаи каждый день. Единичность инцидента с Суриной и масштабы вызванного скандала невольно наводят на мысль, что причина всему - банальные разборки между привластными кланами. И если вся эта история окажется всего лишь подкопом под покровителей Суриной (в числе которых и функционер "Единой России" Вячеслав Володин) - я не удивлюсь.

Борис Жуков.  Фото с сайта www.2kanal.ru
Борис Жуков, бывший член оргкомитета и бывший член жюри школьной биологической олимпиады МГУ
Я в свое время довольно активно участвовал в организации олимпиады МГУ по биологии и до сих пор регулярно контактирую с ее нынешними организаторами. Могу сказать, что никаких возможностей для "левого" поступления эта олимпиада не дает и никогда не давала.

Что такое "факультет госуправления", прости господи, и какие там могут быть олимпиады, я представления не имею. Но в вашем же тексте на Гранях сообщается, что дело хотели вовсе закрыть, но потом переквалифицировали с "получения взятки" на "мошенничество". Вероятнее всего это означает, что, по мнению следователей, г-жа Сурина реально не имела никаких возможностей контролировать поступление на факультет и просто морочила клиенту голову.

Сергей Комков. Фото с сайта radiorus.ru
Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования
Случаи, когда работу написал совершенно другой человек, сложнодоказуемы. Обычно на всех факультетах МГУ во время проведения олимпиады устанавливается видеонаблюдение. Руководство университета в этом плане за порядком следит жестко. Скорее всего, работает другой вариант: по договоренности преподаватели говорят, чтобы абитуриенты писали все, что угодно более-менее похожее на тему олимпиадной работы. Потом их зачисляют независимо от результатов, а работу прячут подальше.

...Нам нужно либо уходить от системы ЕГЭ, либо вводить контроль служб безопасности, как это происходит в Китае. Там даже вооруженные представители спецподразделений участвуют в проведении экзаменов.

Виктор Шудегов. Фото с сайта www.udmurtia.spravedlivo.ru
Виктор Шудегов, зампред комитета Госдумы по образованию
Единственные олимпиады, которые не вызывают у меня сомнения, — международные. Наиболее сомнительные те, которые проводят университеты своими силами. Я даже не исключаю, что школьная олимпиада «Ломоносов», которую организует МГУ с 2005 года, сильно коррумпирована: мне не раз приходилось слышать, что родители пытаются выйти на руководство олимпиады. Вряд ли бы они стали это делать, не имея соответствующей информации.
Евгений Бунимович. Фото с сайта rufront.ru
Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве
Рассчитывали, что ЕГЭ коррупцию ослабит, но пока таких данных нет. Более того, выявлены целые регионы, где результаты ЕГЭ "странно высокие". Это говорит о том, что коррупция никуда не делась. Что касается репетиторства, здесь есть две вещи: репетиторство вообще, когда нужно повысить уровень знаний ученика, – это нормальный процесс во всем мире; и репетиторство с целью поступления в данный вуз – вещь чрезвычайно странная. Скажем, математика для поступления в один университет и в другой – чем она может различаться? Язык математики универсален, значит, тут что-то другое. Готовят по математике в данный конкретный вуз. Это странно, это вызывает сомнения и подозрения. А когда тот, кто готовит человека в институт, оказывается в приемной комиссии, это вызывает еще больше подозрений. Так что есть репетиторство и репетиторство. Если это репетитор вообще, это нормально и хорошо, но репетитор из данного конкретного вуза вызывает большие вопросы.
Георгий Сатаров. Фото с сайта www.amic.ru
Георгий Сатаров, глава фонда ИНДЕМ
Коррупция в вузах (а большинство вузов у нас в стране государственные) - это один из самых крупных рынков бытовой коррупции. По масштабам это национальное бедствие. Это депрофессионализация и деидеологизация нации, а также институт воспитания коррупционеров: люди с младых ногтей приучаются к тому, что все проблемы можно решать таким образом. Уровень выявления коррупции в этой сфере невысок, хотя она остается одним из самых популярных объектов правоохранительных органов. Для того чтобы бороться с коррупцией в высшем образовании, нужно уменьшать коррупцию в стране в целом: не может быть так, что мы победили коррупцию в вузах, а в остальных местах она процветает.

Понятно, что мы можем какими-то точечными методами уменьшать коррупцию в вузах, но она будет восстанавливаться, если она есть вокруг. Если говорить о специфических методах, то, например, есть институты, где приемные комиссии в качестве наблюдателей приглашают родителей абитуриентов, которые, естественно, не решают вопросы приема, но следят за процедурной чистотой. Кое-где ликвидируют так называемые выездные экзамены – один из рассадников коррупции. Вводится запрет на репетиторство для поступления в тот вуз, где репетитор работает, - это очень хорошая мера. Но на общий уровень это слабо влияет, потому что важен общий коррупционный фон.

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России. Фото с сайта www.echo.msk.ru
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета
Сейчас взятка за поступление в престижный вуз, такой как МГУ или РГГУ, составляет около 60 тысяч долларов. А чтобы поступить в такие элитные вузы, как МГИМО или Академия ФСБ, придется выложить около 100 тысяч долларов. Самая большая взятка за поступление в вуз, о которой я слышал, — это 120 тысяч долларов. Кстати, проплаченный абитуриент даже не появлялся на экзаменах.

В технических вузах, куда без базовых знаний поступать нет смысла, — МАИ, МТУСИ, МАДИ — преобладает взятка "в кредит". Деньги не передаются единовременно, а выплачиваются постепенно за частные уроки преподавателю, который, как правило, входит в приемную комиссию. В сумме придется заплатить около 50 тысяч долларов. "Цены" же за сдачу экзамена или зачета зависят от предмета и преподавателя и колеблются от 1 до 15 тысяч рублей. Суммы взяток в вузах остаются неизменными последние три года.

Елена Панфилова. Фото Д.Борко/Грани.Ру
Елена Панфилова, глава Transparency International-Россия
Согласно результатам нашего ежегодного барометра, глобальный рост коррупции произошел именно в сфере образования. Все предыдущие годы, начиная с 2003-го, на первом месте были правоохранительные органы, а затем следовали политические партии, суды. Образование было заметно ниже. Но уже в прошлом году (2007. - Ред.) оно вышло на второе место... Только за два последних года тариф на поступление в московский вуз вырос в два раза и колебался от $10 тысяч до $50 тысяч.
Марк Левин. Фото с сайта http://slon.ru/
Марк Левин, профессор ВШЭ, исследователь коррупции
В одной лишь системе российского образования ежегодно имеют место взятки на 1 млрд долларов - эти деньги идут на успешное поступление и сдачу экзаменов. Неспособные студенты в зависимости от репутации учебного заведения платят за поступление в университет от 500 до 20 тыс. долларов. Большинство из них продолжают давать взятки, чтобы сдать экзамены и получить диплом. В нынешнюю летнюю сессию ЮНЕСКО оценила объем коррупции в российских вузах в 150 миллионов долларов.

Существует, как мы считаем, как показывают наши исследования, молчаливый договор между администрацией вуза и теми, кто берет взятки внутри вуза. Вы нам не мешаете, а мы вам не мешаем, мы вам не платим, а вы нам не мешаете делать то, что мы хотим... Существуют целые коррупционные сети, куда входит и администрация, и преподаватели, и те, кто помогают и связывают родителей с детьми, и те, кто должны контролировать, и то, что называется компетентные органы.

Алексей Плуцер-Сарно. Фото с сайта http://plucer.livejournal.com/
Алексей Плуцер-Сарно, филолог, культуролог
Сегодня в России неформальный рынок среднего и высшего образования переживает небывалый бум. Работает черный рынок диссертаций, дипломов, курсовых и контрольных работ. Объявления о таких услугах свободно публикуются в Интернете. Дипломы высших учебных заведений можно приобрести просто в переходе метро; коррупция и подлог стали публичными. Широко распространена практика покупки оценок на вступительных экзаменах и в текущих сессиях, права перехода на следующий курс без посещения занятий. Есть вузы, в которых перед сессией просто объявляется прейскурант. Конечно, цены на этом рынке находятся в обратной пропорции к уровню знаний покупателя оценки, его состоятельности, наличия связей, например административного ресурса или добрых отношений с преподавателями и мн. др. Поэтому форма оплаты может быть разной. Известно множество случаев, когда от студенток в виде платы за оценки преподаватели требуют интимных услуг. Известны случаи, когда девушки легкого поведения с блеском оканчивают российские вузы.

Мало того, продаются должности на кафедрах и даже целые кафедры. Покупатель может оплатить несуществующую ранее кафедру, и она тут же будет создана для покупателя, который может ее возглавить, став заодно за дополнительную плату профессором и доктором наук. Подобные кафедры есть даже в самых уважаемых вузах страны, в лучших университетах, в Вышке и даже в главном вузе страны. Причем такого рода покупки не стесняются делать уважающие себя бизнесмены и политики.

...Так разрушается российский капитал знаний. Дело идет к тому, что капитал знаний вообще будет исключен из всех этих процессов. Это ситуация, когда квазистуденту лекцию читает псевдопрофессор, когда они оба проплатили свой статус на рынке знаний. Рынок знаний становится какой-то фикцией, прикрывающей реальное существование щедро финансируемого рынка статусов.

Евгения Альбац, журналист
У нас университеты не всегда понимают, что людей надо обучать интеллектуальной честности, что интеллектуальное воровство ничуть не лучше, чем воровать из кошелька, что участвовать в коррупционных сделках со студентами представляет опасность. Собственно, потом эти люди выходят в реальную жизнь и живут и работают с представлениями, что надуть – это ровно то, что надо сделать.

...До тех пор пока на уровне высшей школы не будет точно введено понятие, что честность - это абсолютная вещь для интеллектуально развитого человека, мыслящего человека, честность – это обязательная вещь, до тех пор пока именно это не будет воспитываться в университетах, боюсь, что те преобразования, которые мы бы хотели видеть в нашем обществе, не случатся.

12.05.2010


новость Новости по теме