новость Юпитеры плодятся как кролики

12.09.2005

Так художник представляет себе планеты, образовавшиеся возле GM Aurigae. Изображение NASA/Caltech/Spitzer Science Center с сайта www.space.com

C помощью космического телескопа NASA "Спитцер" (Spitzer Space Telescope), работающего в инфракрасном диапазоне, группе американских астрономов, возглавляемой учеными из Рочестерского университета (University of Rochester), удалось обнаружить "щели" в газопылевых протопланетных дисках у двух очень молодых звезд. Это позволяет высказать предположение о чрезвычайно раннем формировании у подобных звезд планет - газовых гигантов. Год назад та же самая группа исследователей обнаружила свидетельства наличия первой "новорожденной планеты" у молодой звезды. Все эти данные бросают вызов общепринятым в настоящее время среди астрофизиков моделям формирования гигантских планет. Новые результаты опубликованы 10 сентября в выпуске Astrophysical Journal Letters.

Данное исследование служит не только лишним подтверждением теории, согласно которой гигантские планеты, подобные нашему Юпитеру, формируются намного быстрее, чем ожидалось ранее. Примечательно, что одна из описываемых звезд, именуемая GM Aurigae, что находится на расстоянии в 420 световых лет от нас, очень похожа на наше собственное Солнце (она массивнее его лишь на 5%), только ей пока всего 1 миллион лет (другая звезда, DM Tauri, обитает примерно в том же районе, в созвездии Тельца). Таким образом удалось увидеть подобие нашего собственного мира, каким он был на заре своего существования.

"GM Aurigae - это по существу более молодая версия нашего Солнца, а промежутки в ее диске по размерам соответствуют тому пространству, что занимают наши собственные гигантские планеты, - говорит Дэн Уотсон (Dan Watson), профессор физики и астрономии Рочестерского университета и руководитель группы Spitzer IRS Disks, занятой исследованиями протопланетных дисков. - Исследуя все это, мы как будто бросаем взгляды на снимки нашего Солнца и всей Солнечной системы в далеком прошлом".

Нужно правда заметить, что в этом случае визуальным образом ни сами планеты, ни пылевые облака не наблюдались. Просто Инфракрасный спектрограф "Спитцера" (Spitzer's Infrared Spectrograph - IRS) позволяет выявить отсутствие (дефицит) пыли в непосредственной близости от звезды по характеру (спектру) инфракрасного излучения. Если бы внутренний край протопланетного диска располагался ближе к звезде, то и температура его была бы выше - газопылевое облако излучало бы на более коротких длинах волн, чем относительно холодная внешняя часть диска. Таким образом удается "нащупать" даже наличие внутренних более разреженных полос пыли, что явно свидетельствует о воздействии гигантских планет-эмбрионов, "прорезавших" себе соответствующие щели. А вот присутствие зародышей планет земной группы таким способом выявить пока не удается, но они и не могут "вымести" столько материала.

На иллюстрации:

Rapid-born planets present 'baby picture' of our early solar system - PhysOrg.com
Astronomers Find Infant Version of our Solar System - Space.com

12.09.2005