статья Австралийский священник поймал необычную пришелицу

Максим Борисов, 30.08.2005

В Сетке погиб белый карлик

Изображение спиральной галактики NGC 1559 в созвездии Сетки, полученное с помощью инструмента FORS системы VLT Южной европейской обсерватории (ESO). Здесь можно также заметить множество фоновых галактик. Фото с сайта www.eso.org

Сверхновую звезду, которая вспыхнула в районе небольшого невзрачного южного созвездия Сетки (лат. Reticulum), посчастливилось заметить ночью 4 августа 2005 года знаменитому австралийскому астроному-любителю, занимающемуся поисками сверхновых, - преподобному (т.е. он священник по основной своей профессии) Роберту Эвансу (Robert Evans). Сверхновая расположена на северной стороне спиральной галактики NGC 1559 (на приведенном снимке - это яркая звезда вверху, а NGC - это от New General Catalogue - Новый общий каталог туманностей и звездных скоплений, что составлен и опубликован в 1888 году датским астрономом Йоханом Людвигом (Джоном Луисом) Эмилем Дрейером (J.L.E.Dreyer, 1852-1926)). Так как это уже 104-я по счету сверхновая, открытая в 2005 году, то она, соответственно, получила обозначение SN 2005df.

Эванс обнаружил сверхновую звезду, пользуясь своим всего-навсего 0,31-метровым телескопом. Звездная величина незнакомки составила 13,8, то есть в момент взрыва по блеску она всего лишь в 20 раз уступала своей галактике-хозяйке. Примечательно то, что преподобный любитель уже обнаруживал две другие сверхновые в той же самой галактике в 1984 году (SN 1984J) и в 1986-м (SN 1986L).

Спиральная галактика NGC 1559 относится к сейфертовскому классу галактик, то есть она обладает ярким активным звездообразным ядром (где скорее всего скрывается сверхмассивная черная дыра, масса которой эквивалентна массе 300 тысяч солнц), при этом в ее спектре присутствуют сильные широкие линии излучения (в том числе и в ультрафиолетовом диапазоне). Она удалена от нас приблизительно на 50 миллионов световых лет, удаляясь при этом со скоростью 1300 километров в секунду, в ее состав входит порядка 10 миллиардов звезд, при этом NGC 1559 раз в семь уступает по размерам нашей галактике Млечный путь.

На следующую ночь астроном Марилена Сальво (Marilena Salvo) и ее австралийские коллеги классифицировали новый объект, отнеся его к несколько необычной разновидности сверхновых типа Ia. Скорее всего "пойман" он был за 10 дней до того, как достиг своей максимальной яркости. Полагают, что такая сверхновая представляет собой результат взрыва маленькой и очень плотной звезды размером с нашу Землю и массой порядка солнечной - белого карлика, входящего в состав бинарной системы. Так как наш герой постоянно "грабил" своего близкорасположенного компаньона, утягивая с него материю-газ, то в конце концов смог достичь той критической массы, что приводит к фатальной неустойчивости. И в какой-то момент все это дело "рвануло" как следует...

Теперь ученые исследуют поляризационные свойства объекта SN 2005df, чтобы, в частности, больше узнать о степени ее асферичности. Это позволит раскрыть многие детали, определяющие весь ход этой звездной катастрофы. Уже теперь ясно, что SN 2005df имеет много сходных черт с другим изученным взрывом сверхновой - SN 2001el, про которую известно то, что эта вспышка была в значительной степени асимметричной.

Celestial Blast in Bleak Reticulum - ESO Public Affairs Department