статья Протопланетный Питер Пэн

Максим Борисов, 20.07.2005

Пыль, которая отказывается становиться планетой

Обнаружено небывалое явление - 25-миллионолетний протопланетный диск, который не выказывает ни малейших признаков формирования хотя бы одной планеты. Находка подобного объекта кажется столь же неожиданной, как и встреча с 200-летним юношей. Фантазия художника с сайта www.cfa.harvard.edu

Как говорится, каждое правило имеет свои исключения. В свое время астрономы собрали немалое количество свидетельств в пользу теории, согласно которой газопылевые диски вокруг новорожденных звезд исчезают спустя всего несколько миллионов лет. Скорее всего, они просто рассеиваются после того, как часть используемого материала образует полноразмерные планеты. А теперь обнаружено первое исключение из этого правила - 25-миллионолетний протопланетный диск, который не выказывает ни малейших признаков формирования хотя бы одной планеты. Результаты исследований будут опубликованы в The Astrophysical Journal Letters.

Данный диск состоит из материала, движущегося по многочисленным орбитам вокруг пары звезд - красных карликов - в системе Stephenson 34 (Стивенсон-34), расположенной приблизительно в 350 световых годах от нас в созвездии Тельца. Данные от космического телескопа NASA "Спитцер" (Spitzer), работающего в инфракрасном диапазоне, показывают, что внутренний край этого диска от бинарной звездной системы отделяют 65 миллионов миль (то есть около 100 миллионов километров), а внешний край отстоит от центра по крайней мере на 650 миллионов миль (миллиард километров). Возможно, размеры диска даже больше, но дополнительный материал на более удаленных от звезд орбитах "Спитцер" просто не способен обнаружить из-за температур, слишком низких для его инструментов.

Оценка времени существования новооткрытого диска - приблизительно 25 миллионов лет - базируется на моделировании развития центральных звезд этой системы, их возраста (считается, что это облако сопровождало звезды практически с самого рождения, поэтому оно столь же старо).

"Находка подобного диска кажется столь же неожиданной, как и встреча с 200-летним человеком", - поясняет астроном Ли Хартманн (Lee Hartmann) из американского Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics - CfA). В основном звезды свои "украшения" в виде протопланетных дисков носят в течение нескольких миллионов лет (дальше они "изнашиваются", рассеиваются), а самый старый из всех дисков, известных ученым до этого открытия, имел возраст порядка 10 миллионов лет.

"Мы не понимаем, почему этот диск продержался так долго, - ведь мы пока доподлинно не знаем, какой именно фактор инициирует процессы формирования планет, - признается соавтор Ли Хартманна Нурия Калвет (Nuria Calvet, также из CfA). - Данный диск выглядит совершенно не так, как большинство других известных нам дисков. Он находится явно на более высокой стадии эволюции, чем то окружение, что обнаружено у молодых звезд".

Несмотря на соавторство, Хартманн и Калвет придерживаются прямо противоположных мнений относительно дальнейшей судьбы диска у Stephenson 34. Хартманн считает, что раз до сих пор ни одной планеты в этой системе не "вылупилось", то и в будущем их появления ждать не приходится, ибо "большинство звезд возрастом до 10 миллионов лет уже давно сделало бы то, что они лишь [тщетно] собираются сделать". Калвет с этим не соглашается: "Этот диск все еще имеет достаточно газа, чтобы сформировать гигантские [газовые] планеты".

В дальнейшем Хартманн и Калвет планируют поискать еще более старые диски, чтобы понять наконец, почему некоторые из них могут сохраняться гораздо дольше, чем большинство других.

Astronomers Debate Whether Oldest Known Dust Disk Will Ever Form Planets - CfA Press Release