статья Горячая суперсестренка

Максим Борисов, 15.06.2005

Планета у Gliese 876. Фантазия художника У одной из ближайших к нам звезд, Gliese 876, была найдена сравнительно небольшая планета, масса которой всего лишь в семь-восемь раз превышает массу Земли, а диаметр - вдвое больше земного. Открытие было совершено с помощью усовершенствованного спектрометра HIRES телескопов Кек (Keck), принадлежащих Гавайской обсерватории (руководитель группы - Джеффри Марси (Geoffrey Marcy), профессор астрономии из американского Калифорнийского университета в Беркли (University of California), статья представлена в Astrophysical Journal). Gliese 876 (или GJ 876) - это красный карлик (M dwarf), в три раза менее массивный, чем наше собственное Солнце (желтый карлик), находится он на расстоянии в 15 световых лет от нас в созвездии Водолея.

Небольшие "колебания" этой звезды (фиксируемые по доплеровскому смещению) уже раньше дали знать астрономам, что на нее оказывают гравитационное воздействие по меньшей мере два газовых гиганта, вращающихся по орбитам с периодами в 30 и 61 день. А теперь тщательные наблюдения, проводившиеся в течение более трех лет кряду, показали, что "под боком" у Gliese 876 притаилась еще одна маленькая планета массой от шести до девяти земных масс (минимальная возможная масса - 5,9 M+), год которой длится всего лишь 1,94 земного дня. Ее орбитальная плоскость наклонена на 40 градусов к линии, соединяющей звезду и земных наблюдателей

Астрономы подчеркивают, что мы имеем дело с объектом, более всех остальных из найденных за пределами Солнечной системы заслуживающим звания "землеподобного" (экзопланеты размером с Землю и даже еще более мелкие обнаруживались и вблизи нейтронных звезд, однако такого большого интереса, как планеты у "нормальных" звезд, они, естественно, не представляют), однако условия на его поверхности по земным меркам весьма суровые. Ведь судя по периоду обращения, этот мир всего лишь на 3,2 миллиона километров (на расстоянии приблизительно 10 звездных радиусов) отстоит от своей родительской звезды - а это только 2% расстояния от Земли до Солнца (0,021 астрономической единицы) - температуры на его поверхности должны быть выше, чем 200-400°C. "Поскольку планета находится на орбите с периодом около двух дней, там довольно горячо, температуры подобны тем, что царят в духовке, и мы не ожидаем обнаружить там жизнь", - говорит Пауль Батлер (Paul Butler) из американского Института Карнеги в Вашингтоне (Carnegie Institution of Washington), также принимавший участие в этих исследованиях.

За прошлое десятилетие астрономы нашли приблизительно 150 экстрасолнечных планет, кружащихся возле "нормальных" звезд, подобных Солнцу. Подавляющее большинство этих экзопланет представляют собой газовые шары, размерами превышающие наш Юпитер. А новый объект может оказаться каменистой планетой с плотной атмосферой. Впрочем, утверждать что-либо наверняка про нее пока никто не решается, поскольку никаких аналогов (по массе, промежуточной между Землей и Ураном - двумя очень разными мирами) в нашей собственной Солнечной системе не существует.

Предыдущий объект такого рода - то есть принадлежащий к числу самых "маленьких" планет вне Солнечной системы - удалось обнаружить группе европейских астрономов с помощью инструмента HARPS Южной европейской обсерватории (European Southern Observatory - ESO). Сообщалось, что масса той планеты (которая обращается вокруг звезды mu Arae, расположенной в 50 световых годах от нас в южном созвездии Алтарь, делая один оборот за каждые девять с половиной дней) "всего лишь" в 14 раз больше массы Земли (она размером почти с ледяного гиганта Уран - 15 M+). Поскольку экзопланета у mu Arae находится на самой границе между "каменистыми" планетами земного типа и газовыми гигантами, ее тогда успели окрестить "Суперземлей" ("super Earth"). "Суперземля" также расположена близко к своей родительской звезде и скорее всего имеет лишь небольшую, разреженную и чрезвычайно раскаленную атмосферу, вряд ли позволяющую существовать на ней хоть какой-нибудь жизни.

Впрочем, если вести речь о существовании жизни на таких планетах, то следует все же обсудить еще одну замечательную возможность. Дело в том, что для горячей "суперсестренки" и аналогичных ей планет, расположенных близко от звезды, может быть характерно так называемое синхронное вращение, то есть продолжительность суток на них скорее всего равна продолжительности года, и планета обречена все время смотреть на звезду одной своей стороной - так же, как Луна на Землю и большинство близких спутников планет-гигантов (таков результат длительного действия мощных приливных сил, выступающих как своего рода тормоз). Доктор физико-математических наук Александр Зайцев из Института радиотехники и электроники РАН высказывает предположение, что узкое кольцо на границе раскаленного дня и холодной ночи, находящееся в сумерках, будет в таком случае неподвижно, и там можно будет найти условия, пригодные для жизни. "Даже если у такой синхронно вращающейся планеты орбита сильно вытянута, все равно эта сумеречная область, пригодная для жизни, будет существовать", - отмечает он. Разумеется, это предположение способно дать новую надежду астробиологам, ведь как теперь выясняется, подобные планеты во Вселенной - явление достаточно типичное, а красные карлики - это настоящие "мафусаилы" в мире звезд, горят они гораздо дольше нашего Солнца, к тому же достаточно многочисленны.

Если же планета еще не "приклеилась" одной стороной к своей звезде, а медленно поворачивается, то условия на ней могут напоминать тот ад, что царит на Венере. И на Венере пока еще не исключается возможность существования микроорганизмов - дрейфующих в верхних слоях ее плотной атмосферы. Конечно, можно и дальше фантазировать - представлять себе, например, картинки, продемонстрированные в относительно свежем фильме "Хроники Риддика", где его герои, совершая побег, оказываются на поверхности планеты-тюрьмы Крематория, раскаленной с одного бока очень близким светилом и замороженной с другого... Чтобы выжить, им приходится держаться терминатора, убегая со всех ног от близкого кипящего восхода.

Нужно отметить, что новая планета у Gliese 876 вряд ли останется рекордсменом на сколько-нибудь продолжительное время. В Обсерватории Кек в принципе научились измерять и менее заметные звездные колебания, так что вскоре должны обнаружиться еще более мелкие планеты. К тому же не сегодня-завтра начнется эра космических миссий вроде TPF (Terrestrial Planet Finder - Поиска землеподобных планет) NASA (запуск запланирован на 2014 год) и др., тогда можно будет говорить и о потенциальных "двойниках" Земли, где жизнь можно отыскать с очень большой вероятностью.

Astronomers Announce the Most Earth-Like Planet Yet Found Outside the Solar System - Carnegie Institution of Washington - News