новость Феба пришла издалека

10.05.2005
Спутник Сатурна Феба. Изображение, полученное "Кассини". Фото NASA/JPL/SSI

Согласно новым исследованиям, проведенным учеными NASA, спутник Сатурна Феба попал на свою нынешнюю орбиту возле кольценосного гиганта после длительного путешествия с самого края Солнечной системы. Когда "Кассини" (Cassini) изучил сильно кратеризированную поверхность этой луны в июне 2004 года, то выяснилось, что Феба состоит в основном изо льда, однако покрыта тонким слоем более темного материала. Подобный состав планетоидов характерен для обитателей пояса Койпера, в частности, для Плутона. Вероятно, Феба родилась на окраинах Солнечной системы, однако переместилась ближе к внутренней ее части в результате взаимодействия с другими небесными телами и в конце концов была захвачена Сатурном и обрела сравнительно устойчивую орбиту. Новые результаты опубликованы 5 мая в выпуске журнала Nature.

"Феба представляет собой один из остатков околосолнечного протопланетного облака, состоящего из межзвездного газа и пыли, из которого сформировались все планеты, - пояснил доктор Торренс Джонсон (Torrence Johnson), член группы из Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory - JPL) NASA в Пасадене (Калифорния), занимавшейся анализом снимков "Кассини". - Она формировалась не у Сатурна, а была захвачена полем тяготения Сатурна и дождалась эры "Кассини", чтобы явиться нам".

"Кассини" пролетел рядом с Фебой на своем пути к Сатурну 11 июня 2004 года. До этого момента о Фебе мало что было известно. В ходе сближения ученые получили первые детальные снимки этой луны Сатурна и другие данные, которые позволили им определить состав и массу спутника. Анализируя новую информацию, они и сделали заключение о том, что Феба является пришельцем из пояса Койпера. Дело в том, что Феба очень сильно отличается от других ледяных спутников Сатурна не только своей орбитой, но и пропорциями камней и льда, заключенными в ее "внутренностях", напоминая в этом отношении Плутон больше, чем другие сатурнианские спутники (Феба обладает плотностью, сравнимой с этим единственным обитателем пояса Койпера, для которого плотность известна).

Масса Фебы вместе с точной оценкой ее объема (полученной исходя из ее изображений) дает значение плотности около 1,6 грамма на кубический сантиметр, что гораздо меньше, чем у большинства горных пород, но больше, чем плотность чистого льда, плотность которого составляет приблизительно 0,93 грамма на кубический сантиметр. Это говорит о том, что Феба составлена из смеси льда и камней, ее состав подобен Плутону и Тритону (спутнику Нептуна).

Scientists Discover Pluto Kin Is a Member of Saturn Family - News Releases