статья Причины полярных сияний на Юпитере отличны от земных

Максим Борисов, 04.03.2005

На схеме справа линии магнитного поля Юпитера показаны голубым. Частицы от Ио (белые точки) дрейфуют, непрерывно ускоряются и лишаются электронных оболочек (золотистые точки). Сталкиваясь с молекулами атмосферы, они порождают полярные сияния. Иллюстрация с сайта www.nasa.gov

Ученым удалось получить новые сведения об источниках питания юпитерианских полярных сияний - то есть самых захватывающих и обширных "аврорах" всей нашей Солнечной системы. Тщательный мониторинг за состоянием атмосферы гигантской планеты, проводимый специалистами NASA с помощью космической рентгеновской обсерватории "Чандра" (Chandra), позволил обнаружить присутствие заряженных частиц, врезающихся в атмосферу над полюсами газового гиганта.

Рентгеновские спектры, полученные "Чандрой", показали, что юпитерианские полярные сияния вызваны воздействием на окружающую среду ионов кислорода и других элементов, атомные оболочки которых лишены большей части их электронов. Эти частицы разгоняются до высоких энергий в гигантских природных многомиллионновольтовых ускорителях над полюсами планеты. Присутствие столь высокоэнергичных ионов указывает на то, что причины большинства юпитерианских полярных сияний отличны от тех, что вызывают полярные сияния на Земле или Сатурне.

"Космические корабли не исследовали области над полюсами Юпитера, и дистанционные рентгеновские наблюдения предоставляют нам один из немногих доступных способов прозондировать это место, - пояснил Рон Элснер (Ron Elsner) из Центра космических полетов имени Маршалла NASA в Хантсвилле (NASA's Marshall Space Flight Center), один из авторов статьи в Journal for Geophysical Research, посвященной полученным новым результатам. - Эти данные помогут ученым лучше понять энергетический механизм юпитерианских полярных сияний, которые в тысячу раз мощнее тех, что мы наблюдаем на Земле".

Электрические напряжения свыше 10 миллионов вольт и токи в 10 миллионов ампер - в сто раз больше, чем самые мощные разряды земных молний, - вот то, что дает возможность описать результаты рентгеновских наблюдений. Столь высокие напряжения позволяют также объяснить радиоизлучение от высокоэнергичных электронов, которое уловила в 1992-1993 и в 2003-2004 гг. пролетавшая у Юпитера европейская АМС "Улисс" (Ulysses, запущена с борта шаттла "Дискавери" 6 октября 1990 года).

На Земле все полярные сияния вызваны солнечными бурями - то есть потоками высокоэнергичных частиц от Солнца, которые прорываются сквозь магнитное поле нашей планеты. Потоки частиц от Солнца, дошедшие до Юпитера, также могут послужить причиной возникновения полярных сияний, однако в отличие от Земли Юпитер имеет и свой собственный независимый способ порождать величественные "авроры". Быстрое вращение газовой планеты, мощнейшее магнитное поле, окружающее ее, а также обильные потоки частиц от вулканически активной луны Ио образуют огромный резерв электронов и ионов. Эти заряженные частицы, захваченные магнитным полем планеты-гиганта, непрерывно ускоряются, попадая в атмосферу над полярными областями, где они сталкиваются с молекулами атмосферного газа, порождая самые активные на Юпитере полярные сияния.

В том случае, если частицы, ответственные за полярное сияние, прибывают от Солнца, они должны сопровождаться большим количеством протонов, которые порождают также и интенсивное ультрафиолетовое полярное сияние. Наблюдения в УФ-диапазоне, проводившиеся с космического телескопа "Хаббл" (Hubble) параллельно с "Чандрой" (40 часов в феврале 2003 года - планета за это время сделала около 4 оборотов), показали относительно слабое ультрафиолетовое свечение. Таким образом объединенные данные "Хаббла" и "Чандры" позволяют сделать вывод о том, что "авроры" на Юпитере вызваны в основном ускорением "местных" заряженных ионов кислорода и других элементов, попавших в атмосферу полярных зон магнитного поля Юпитера.

Иллюстрация:

Chandra Probes High-Voltage Auroras on Jupiter - NASA's Marshall Space Flight Center - News Release

Максим Борисов, 04.03.2005