статья "Спитцер" наблюдал последствия столкновения планет размером с Плутон

Максим Борисов, 12.01.2005

Так художник представляет себе катастрофическое столкновение двух объектов размером с Плутон в системе Веги, распавшихся затем в пыль. Изображение NASA/JPL-Caltech/T.Pyle (SSC/Caltech)

Астрономы выяснили, что пылевой диск, циркулирующий вокруг одной из ближайших к нам звезд - Веги - гораздо обширнее, чем думали ранее. Вероятно, подобная "пылища" была вызвана межпланетным катаклизмом - столкновением объектов величиной с планету Плутон - диаметром до 2 тысяч километров. Радиус этого протопланетного диска составляет по крайней мере 815 астрономических единиц, что примерно в 20 раз превышает размеры Солнечной системы (одна астрономическая единица - т.е. расстояние от Земли до Солнца - это 150 млн км).

С помощью космического телескопа NASA "Спитцер" (Spitzer) ученые сумели пронаблюдать последствия этой "стычки". Исследователи считают, что в столкновении участвовали не полноценные планеты, а протопланеты, находящиеся еще на стадии "эмбрионального развития". Разбившись на куски, они продолжали разрушаться на все более мелкие части, а эти фрагменты в свою очередь испытали многочисленные повторные столкновения, пока не оставили после себя лишь совсем мелкие частицы. Излучение Веги нагрело осколки, и инфракрасный телескоп "Спитцера" смог зафиксировать эту вторичную радиацию.

Столкновение произошло сравнительно недавно - вероятно в течение последнего миллиона лет. Ученые считают, что последствия этого случая будут наблюдаться сравнительно недолго, ведь большая часть распавшегося материала представляет собой частицы поперечником в несколько микрон, это в 100 раз меньше, чем типичный размер зерен земного песка. Крошечные песчинки должны оставить систему и рассеяться по межзвездному пространству за время, не превышающее тысячи лет. В совокупности они имеют массу около трети нашей Луны. Из всего вышесказанного в частности следует, что диск Веги должен был иметь солидный запас "строительного протопланетного материала", чтобы так "разбрасываться". Его должно было хватить по крайней мере на 350 миллионов лет (время жизни Веги, которая в 13 раз моложе нашего Солнца).

Вега расположена от нас относительно близко (25 световых лет от Земли). По своей яркости она занимает пятое место среди всех звезд на земном небе и третье - среди звезд, видимых в Северном полушарии (видна как голубоватая звездочка в созвездии Лиры - Альфа Лиры). Диаметр Веги в три раза больше солнечного и, соответственно, светит она в 58 раз ярче нашего светила. Из-за подобной величины и яркости срок жизни этой звезде отмерен гораздо меньший, чем нашему Солнцу (стало быть, жизнь на ее будущих планетах может просто не успеть возникнуть). К тому же из-за той же большой яркости с Земли долгое время не удавалось толком разглядеть относительно тусклое облачко протопланетной туманности возле Веги. Следы частиц пыли удалось впервые обнаружить в 1984 году при помощи Инфракрасного астрономического спутника (Infrared Astronomical Satellite).

Изучение поверхностной яркости этого диска позволило выявить наличие внутренней "щели" радиусом 86 астрономических единиц (что в два раза больше расстояния между Плутоном и Солнцем). Крупные протопланеты столкнулись, вероятно, на самом краю этой внутренней щели, что и породило большую часть осколков.

Spitzer Sees Dusty Aftermath of Pluto-Sized Collision - Spitzer Space Telescope - Press Release