Также: Наука, Общество | Персоны: Алексей Левин

статья В ускоренном расширении Вселенной повинны нейтрино

Алексей Левин, 28.07.2004

Эксперимент по измерению массы нейтрино с сайта www.pbs.org

Трое американских физиков-теоретиков предложили новую модель расширения Вселенной. Их взгляды представлены в статье, которая скоро появится в журнале Physical Review Letters.

Профессор Университета штата Вашингтон в Сиэтле Энн Нельсон и ее коллеги Дэвид Каплан и Нил Вейнер полагают, что им удалось, по крайней мере, на бумаге, выявить связь между двумя фундаментальными открытиями последнего времени в области физики и космологии. Одно из них состоит в экспериментальном подтверждении гипотезы, согласно которой нейтрино, самые легкие из всех известных науке элементарных частиц, имеют хотя и очень малую, но все же ненулевую массу покоя (из чего, кстати, следует, что эти частицы не могут путешествовать со скоростью света). Другое важнейшее открытие - это доказательство того, что космическое пространство не просто расширяется (это известно уже 75 лет, с 1929 года), но "распухает" с возрастающей скоростью. В настоящее время принято считать, что за этот процесс ускоряющейся космической экспансии несет ответственность так называемая темная (вакуумная) энергия, которая заставляет тела отталкиваться друг от друга. Теоретические расчеты показывают, что в течение первой половины жизни Вселенной сила тяготения превалировала над темной энергией, в результате чего разлет галактик постепенно замедлялся. От шести до восьми миллиардов лет назад темная энергия взяла верх в космическом балансе сил, и с тех пор Вселенная расширяется в ускоряющемся темпе.

Нельсон, Каплан и Вейнер полагают, что такое расширение мироздания и наличие массы у нейтрино - это две стороны одной медали. По мнению этих ученых, существует еще не открытое силовое поле, кванты которого они предлагают называть акселеронами (от слова acceleration - ускорение). Из новой теории вытекает, что нейтрино взаимодействуют с акселеронами и благодаря этому обретают часть своей массы. Электроны, протоны и другие частицы чувствуют присутствие акселеронов гораздо слабее, так что это взаимодействие практически никак не сказывается на их свойствах. Акселеронное поле вынуждает нейтрино отталкиваться друг от друга, благодаря чему они разлетаются и "растягивают" за собой космическое пространство. Таким образом, загадочная темная энергия - это проявление акселеронного поля во вселенских масштабах.

Из новой теории вытекает вполне определенный сценарий будущего мироздания. Выполненные на ее основе расчеты показывают, что масса нейтрино должна постепенно расти, из-за чего эти частицы во все меньшей степени будут поддаваться воздействию акселеронов. В результате скорость расширения Вселенной начнет снижаться и в конце концов упадет до нуля. Таким образом, в очень далеком будущем темная энергия перестанет играть свою нынешнюю роль, и космическое пространство начнет расширяться с постоянной скоростью.

Источник: EurecAlert