статья На Титане обнаружены таинственные письмена и кучевые облака

Максим Борисов, 07.07.2004

Фото NASA/JPL/University of Arizona Фотографии Титана, полученные международной автоматической межпланетной станцией "Кассини" (Cassini), перевернули многие представления земных ученых, касающиеся процессов, происходящих на этом гигантском спутнике Сатурна.

"Кассини" пролетел на расстоянии 339 тысяч километров от Титана в прошлую пятницу (2 июля). Это позволило рассмотреть некоторые подробности строения метановых облаков и странной грязноватой поверхности спутника, которая может содержать характерные тектонические разломы и огромные кратеры ударного (метеоритного) происхождения. Есть множество странных темных и ярких пятен на поверхности Титана - прямых черточек, извилин и кругов, происхождение которых еще не ясно. Самые мелкие особенности, которые удалось рассмотреть, имеют размер около 10 километров.

Фото NASA/JPL/ University of Arizona "Кассини" позволил также впервые изучить взаимодействие между магнитосферой системы Сатурна и динамической атмосферой Титана. Газовое облако шириной 80 тысяч километров следует за Титаном по его орбите вокруг Сатурна и свидетельствует о том, что верхние слои атмосферы этой луны непрерывно разрушаются. Титан постепенно теряет свое вещество, и этот материал тянется за ним шлейфом, закручиваясь вокруг Сатурна.

Надо сказать, что некоторое количество изображений Титана с низким разрешением у планетологов имелось еще до полета "Кассини". Кое-кто из ученых был склонен интерпретировать яркие области, различимые на этих снимках, полученных с АМС прошлого века и с мощнейших земных телескопов с адаптивной оптикой, наличием на Титане обычного водного льда, а темные области связывались с залежами углеводородной грязи. Все оказалось с точностью до наоборот. Прибор под названием VIMS, установленный на "Кассини", проанализировав инфракрасный свет, излучаемый поверхностью Титана, дал понять, что именно яркие пятна богаты углеводородами, а темные области - это сравнительно чистый лед, смешанный с "обломками и грязным крошевом". Весьма вероятно, что обширная яркая область, названная Ксанаду (Xanadu), - это вовсе не горная ледяная цепь, как считали ранее, а напротив, что-то грязное и плоское, возможно даже, что это море, состоящее из метана.

Фото NASA/JPL/Space Science Institute

"Данные VIMS перевернули теорию с ног на голову", - уверена Элизабет Тертл (Elizabeth Turtle) из Аризонского университета (University of Arizona), которая в числе прочих специалистов занималась расшифровкой изображений с "Кассини".

Помимо этого, основные камеры "Кассини" постарались "пробиться" сквозь оранжевую дымку, застилающую Титан (атмосфера на Титане имеет в полтора раза большую плотность, чем на Земле, это единственный спутник со столь плотной атмосферой), с помощью цветовых, поляризационных фильтров и прочей техники, нацеленной на то, чтобы выделить какой-нибудь узкий специфический диапазон световых волн, позволяющий разглядеть что-нибудь через весь этот смог.

Фото NASA/JPL/Space Science Institute

Атмосфера Титана, как известно, состоит в основном из азота с небольшими добавками метана и молекулярного водорода. Судя по снимкам, зона метановой облачности сейчас расположена на высотах свыше 15 км возле южного полюса Титана. "Все это похоже на кучевые облака над Землей", - говорит Кевин Бэйнес (Kevin Baines) из Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory - JPL) NASA в Пасадене. Поперечник этой структуры составляет 450 километров. Выходит, на юге Титана в настоящее время царит лето, и этим объясняется тот факт, что облака найдены именно там. Слабое излучение удаленного Солнца способно испарить метан с поверхности только там, где светило сияет постоянно, то есть в районе южного полюса. Черно-белые фотографии, полученные в инфракрасном свете, напоминают, по выражению Тертл, "тающее фруктовое мороженое" и демонстрируют какие-то нечеткие линейные структуры, которые могут быть горами, реками или линиями разломов.

Фото NASA/JPL/Space Science Institute

Большая часть оставшейся поверхности Титана выглядит нечетко, и от этого не спасает даже высокое разрешение полученных фотографий. "Это может быть атмосферный эффект, - говорит Тертл. - Или, возможно, большинство поверхностных особенностей на Титане просто не имеет острых граней - то есть Титан представляет собой такой "расплывчатый" мир". Пока приборы не уловили отражения от поверхности озер или небольших морей жидких углеводородов, которые, как считают ученые, должны формироваться в этой ультрахолодной среде.

Фото NASA/JPL/Space Science Institute

Вместе с тем полученные картинки достаточно четки, чтобы продемонстрировать нам строго линейные образования вроде гигантской буквы H, которая имеет скорее всего тектоническое происхождение. Это означает, что она возникла в результате некоторого внутрипланетного катаклизма. "Но мы пока не можем сказать, что же оно собой представляет", - признается Тертл. Впрочем, ученые все равно не могут отказаться от соблазна высказать кое-какие предположения. Они говорят о том, что в случае Титана можно говорить о геологической активности, как и на Земле. Атмосфера и грунт этого спутника во многом напоминают нашу планету и могут содержать "стандартные строительные блоки" для жизни.

Имеются также круглые пятна, они вероятнее всего представляют собой ударные кратеры. Если это так, то можно говорить о по крайней мере одном гигантском кратере поперечником свыше тысячи километров.

Титан в естественном цвете. Фото NASA/JPL/Space Science Institute Но все эти изображения - это всего лишь прелюдия к настоящим исследованиям Титана, которые начнутся лишь 26 октября, когда "Кассини" осуществит первое из 45 экстремальных сближений с этим спутником Сатурна, пролетев от него приблизительно в 1200 километрах (а со временем он окажется и на расстоянии 950 километров от него, и все это помимо будущего январского спуска зонда "Гюйгенс" непосредственно на поверхность Титана). Тогда земляне получат гораздо более качественные снимки, к тому же будет задействован специальный радар, который позволит построить карту Титана в трехмерном виде. Среди всего прочего ученые надеются разглядеть метановые озера и моря, по которым прокатываются гигантские волны, образованные бушующей атмосферой Титана.

Cassini probes Titan's mysteries - New Scientist