статья "Хаббл" показывает неприличные картинки и интимные моменты из жизни звезд и планет

Максим Борисов, 07.06.2004

Трехраздельная туманность (M20). NASA/ESA. Под картинкой находится изображение с большим разрешением с сайта hubblesite.org

Тройка исполинских взаимно пересекающихся темных шлейфов из межзвездной пыли превратила так называемую Трехраздельную туманность в одно из самых узнаваемых и поражающих воображение звездных образований на ночном небе. Полосы пыли, вырисовывающиеся на фоне пылающего газа, эффектно подсвечиваются лучами юных звезд, едва вышедших из своей звездной колыбели. Эта туманность, также известная как M20 и NGC 6514, расположена в пределах нашей Галактики, на расстоянии приблизительно в 9 тысяч световых лет (2 700 парсеков) от Земли, в созвездии Стрельца. Название Trifid Nebula (можно перевести еще как "Трехдольная" или даже "Трёхнадрезная" туманность) придумано английским астрономом Джоном Гершелем (1792-1871), сыном знаменитого Вильяма Гершеля (1738-1822).

Новое изображение, полученное космическим телескопом "Хаббл" (Hubble), демонстрирует крупным планом центр этой Трехраздельной туманности, то есть зону пересечения пылевых шлейфов, где хорошо просматривается небольшая группа сравнительно недавно сформировавшихся массивных и ярких звезд. Эти звезды, согласно астрономической классификации, принадлежат к классу самых горячих голубых звезд (то есть к спектральному классу "O" по гарвардской классификации - их температура составляет 28-40 тысяч кельвинов), испускающих большое количество ультрафиолетовой радиации, это излучение самым серьезным образом влияет на структуру и развитие окружающей туманности.

Группа ярких звезд спектрального класса "O" в центре M20 подсвечивает плотный столб из газа и пыли, расположенный справа от центра. В верхнем левом навершии этого столба наблюдается сложная волокнистая структура. Эта структура имеет голубоватый цвет и состоит из раскаленного кислорода, который постепенно рассеивается в космосе. Дальнейшее формирование звезд в непосредственной близости от этой яркой группы прекратилось, поскольку их интенсивная радиация сдула весь газ и пыль, из которых, собственно, и "вылепляются" звезды. Однако неподалеку от этих "виновниц аборта" можно все же обнаружить признаки наличия межзвездного материала, испытывающего коллапс (сжимающегося) под воздействием своей собственной гравитации, что ведет к продолжению звездообразования. Примером служит очень молодая звезда, которая все еще окружена кольцом из газа и пыли, оставшихся от процессов ее формирования. Эти околозвездные кольца называются протопланетными дисками, считается, что так и зарождаются будущие планетные системы.

В кадре вверху справа мы видим струю вещества, изгнанного из очень молодой звезды небольшой массы и растянувшегося на три четвертых светового года. Сравнение с предыдущими снимками Трехраздельной туманности, полученными тем же "Хабблом" в 1997 году, позволило обнаружить небольшие, но весьма значимые изменения, произошедшие с этой струей.

New Hubble Image Reveals Details in the Heart of the Trifid Nebula - HubbleSite - NewsCenter