Также: Наука, Общество | Персоны: Алексей Левин

статья Открыты новые экзопланеты

Алексей Левин, 08.05.2004

Свойства новых экзопланет с сайта www.eso.org

Европейские астрономы открыли за пределами Солнечной системы две планеты очень редкого типа. Радиусы орбит этих небесных тел столь малы, что год каждой из них длится менее двух земных суток. К настоящему времени уже известно примерно 120 внесолнечных планет (их называют также экзопланетами), однако ученым лишь единственный раз удалось обнаружить небесное тело с подобными характеристиками.

Самую первую экзопланету, "сверхприближенную" к своей материнской звезде, обнаружили астрономы из Соединенных Штатов, которые объявили об этом 6 января 2003 г. Свое открытие они сделали в ходе исследования характеристик пятидесяти девяти звезд, которые с достаточной вероятностью могли обладать несветящимися спутниками. Эта звездная выборка была составлена на основании информации, полученной при реализации начатого в 1992 г. проекта OGLE (Optical Gravitational Lensing Experiment - Эксперимент по исследованию оптического гравитационного линзирования), направленного на поиск темной материи. Его участники проводят наблюдения за многими тысячами звезд, регистрируя неожиданные (иначе говоря, не вытекающие из природы этих звезд) изменения их видимой яркости. Предполагается, что подобные "подмигивания" обусловлены тем, что звездные лучи на пути к Земле частично экранируются какими-то космическими объектами. Среди таких объектов могут оказаться и планеты этих звезд, которые время от времени оказываются между ними и Землей - подобно тому, как это делает Венера, проходя по солнечному диску. В этом случае колебания звездной яркости должны иметь периодический характер и очень небольшую амплитуду, поскольку даже самые крупные планеты могут экранировать не более одного процента звездного света.

Колебания звездной яркости (с сайта www.eso.org)

Именно таким образом сотрудники Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра обнаружили планету OGLE-TR-56b, расположенную в пяти тысячах световых лет от Земли. Оказалось, что ее год равен лишь 29 часам, а поверхность прогрета до 1700 градусов Цельсия. Поскольку эта планета является газовым гигантом юпитерианского типа, ее образно окрестили "очень горячим Юпитером". На протяжении следующих шестнадцати месяцев сообщений об открытии других подобных планет не поступало.

И вот теперь число известных науке газовых экзопланет со сверхгорячими атмосферами увеличилось до трех. Две новые планеты получили имена OGLE-TR-113 и OGLE-TR-132. Их свойства были установлены в результате анализа излучения соответствующих звезд, выполненного спектрографической аппаратурой восьмиметрового телескопа Кьюен. Этот гигантский телескоп, как и его братья-близнецы Анту, Мелипаль и Йепун, принадлежит Европейской южной обсерватории, которая расположена на горе Сьерро-Параналь в чилийской пустыне Атакама. Столь необычные названия заимствованы из языка индейского племени мапуче: Анту - Солнце, Кьюен - Луна, Мелипаль - Южный Крест, Йепун - Сириус.

Фото с сайта www.eso.org Обе новые планеты принадлежат звездам, расположенным в направлении созвездия Киля. Планета OGLE-TR-113 вращается вокруг звезды спектрального класса F, которая в целом похожа на Солнце, хотя несколько горячей и массивней. Ее радиус на 10 процентов больше радиуса Юпитера, а масса превышает юпитерианскую на 35 процентов. От звезды ее отделяют лишь 3,4 миллиона километров - это одна семнадцатая часть дистанции, отделяющей Меркурий от Солнца. Период обращения OGLE-TR-113 равен 34 часам, а температура ее поверхности скорее всего превышает 1800 градусов. Расстояние между этой планетой и Солнечной системой составляет 6 тысяч световых лет.

Фото с сайта www.eso.org Вторая планета, OGLE-TR-132, много ближе к Земле - до нее всего лишь 1200 световых лет. Она является спутником карликовой звезды спектрального класса К, которая заметно легче и холоднее Солнца. Хотя масса планеты равна массе Юпитера, ее радиус превышает юпитерианский на 15 процентов. Дистанция между OGLE-TR-132 и ее звездой составляет 4,6 миллиона километров, а продолжительность года - сорок с половиной часов. Температура ее поверхности пока не определена, но она должна быть также весьма высокой. Таким образом, обе новые звезды дополняют группу "очень горячих Юпитеров". Астрономы предполагают, что подобными планетами обладают менее одной десятой процента всех звезд нашей Галактики.

Источник: ESO