статья Седна удивляет астрономов

Максим Борисов, 19.04.2004

Так художник представляет себе вид с поверхности Седны (NASA и A.Schaller)

Астрономы детально изучили 35 изображений самого отдаленного из всех известных объектов в Солнечной системе, уже названного неофициально Седна (Sedna). Эти снимки были получены с помощью космического телескопа NASA "Хаббл" (Hubble). У специалистов вызывает большое удивление то обстоятельство, что этот объект, похоже, все-таки не имеет своей "луны" (то есть астероида-компаньона) какого-либо существенного размера. Этот неожиданный результат может заставить планетологов по-новому взглянуть на происхождение и развитие объектов на краю Солнечной системы.

О существовании Седны было объявлено месяц назад, 15 марта. Официальное обозначение - 2003 VB12. Ей требуется 10 тысяч лет, чтобы обернутся вокруг Солнца. В то время как орбита Плутона в среднем в 39 раз превышает расстояние от Земли до Солнца, Седна находится в 76-1000 раз дальше нас от центрального светила. Астрономы теперь спорят о том, считать ли Седну новой планетой или астероидом (планетоидом), сомневаются насчет ее принадлежности к поясу Койпера, к которому принадлежит множество открытых до нее подобных объектов за пределами орбиты Нептуна (в пояс Койпера входит и "девятая планета" - Плутон). Седна находится слишком далеко даже для пояса Койпера, и, возможно, представляет собой первый обнаруженный объект из гипотетического ореола вокруг Солнечной системы, состоящего из замерзших и крайне удаленных объектов. Этот ореол назван облаком Оорта.

Теперь возникла еще одна проблема. Первооткрыватель Седны Майк Браун (Mike Brown) из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology - Caltech) был столь убежден, что у этого "новичка" имеется спутник, что художнику, изображавшему, как это водится, фантастическую картинку для представления средствам массовой информации, было дано задание снабдить Седну гипотетической "луной". Предсказание Брауна базировалось на том факте, что Седна, по всей видимости, вращается очень медленно, а это лучше всего объясняется с помощью механизма своего рода гравитационного торможения под действием компаньона. Без такого торможения уединенные космические тела в Солнечной системе обычно делают полный оборот в течение всего нескольких часов.

Сразу же после обнародования открытия Седны объективы космического телескопа "Хаббл" были направлены к новому планетоиду, чтобы обнаружить его предполагаемого компаньона (разрешающая способность "Хаббла" должна была позволить разглядеть этот спутник в видимом свете, тогда как изображение Седны в наземных телескопах недостаточно устойчиво). Удивительно, но на снимках, полученных 16 марта с помощью камеры Advanced Camera for Surveys, установленной на космическом телескопе, запечатлен один-единственный объект - сама Седна - вместе со слабой и удаленной фоновой звездой в том же самом кадре. "Я сильно удивлен, что луны у Седны все-таки не нашлось, - говорит Браун. - Это вопреки нашим ожиданиям, зато Седна становится еще интереснее для исследования. Но я просто не знаю пока, что означает это новое обстоятельство".

Скорость вращения Седны определяли по периодическим изменениям в световом потоке, отражаемом "пятнистой" поверхностью гигантского астероида (наземные наблюдения велись 3 месяца). Кривая этих колебаний дает основной период вращения, превышающий 20 дней (но не свыше 40-50 дней). Получается, что Седна с точки зрения вращения является самым медленным объектом в Солнечной системе после Меркурия и Венеры, вращение которых замедлилось под воздействием приливно-отливных сил со стороны Солнца. Небольшие тела вроде астероидов и комет, как известно, делают один оборот в течение всего нескольких часов. Вращение Плутона замедлено и имеет относительно "неторопливый" характер (период вращения - 6 дней), но это легко объясняется тем, что на Плутон также действуют приливно-отливные силы вращающегося вокруг него спутника - Харона. Надо отметить, что "Хаббл" легко различает Плутон и Харон как два отдельных тела.

16 марта 2004 года "Хабблом" было получено в общей сложности 35 изображений Седны. Планетоид немного сдвигался от снимка к снимку из-за движения "Хаббла" вокруг Земли и движения Земли вокруг Солнца. Седна также движется в космосе вокруг Солнца, но слишком медленно для этого, чтобы это можно было бы заметить при таких коротких интервалах между отдельными экспозициями. Однако то обстоятельство, что объект "сдвигается" относительно "неподвижного" звездного небосвода (явление параллакса), как раз и свидетельствует о том, что Седна - член Солнечной системы и расположена намного ближе к Земле, чем любая "фоновая" звезда (справа) в том же самом поле обзора. Фото NASA, ESA и M.Brown (Caltech) Спутник Седны должен бы быть виден, однако его нет... Остается, правда, очень маленький шанс на то, что "луна" в момент съемки оказалась позади "десятой планеты" или, наоборот, прямо перед ней, слившись с трансплутоновым гигантом в одну точку. Другие объяснения могут состоять в том, что астрономы все-таки неправильно оценили скорость вращения новооткрытого небесного тела (оборот совершался, например, каждые 25 часов, а не 24 дня - это можно проверить путем проведения дополнительных наблюдений) или спутник у Седны не один, а несколько мелких, "ускользнувших" от взгляда "Хаббла". Прежний спутник Седны мог быть разрушен после того, как "сделал свое дело" или, наконец, он просто такой темный, словно мавр.

Возможно, ясность в эту проблему внесет новый, еще не запущенный космический телескоп NASA "Джеймс Вебб" (James Webb Space Telescope), способный делать снимки с высоким разрешением в инфракрасном диапазоне. Это весьма актуально для таких отдаленных и холодных объектов в нашей Солнечной системе как Седна.

"Несмотря на рекордное разрешение, достижимое с помощью "Хаббла" (можно увидеть футбольный мяч на расстоянии в 900 миль), разглядеть собственно диск таинственной Седны все равно не удается", - говорит Браун. Это накладывает верхний предел на размер объекта, который таким образом не может превышать приблизительно трех четвертых от диаметра Плутона, то есть поперечник Седны меньше 1 000 миль (1600 км). Диаметр Плутона, напомним, - 1 413 миль (2 274 километра).

На нижней иллюстрации:
16 марта 2004 года "Хабблом" было получено в общей сложности 35 изображений Седны. Планетоид немного сдвигался от снимка к снимку из-за движения "Хаббла" вокруг Земли и движения Земли вокруг Солнца. Седна также движется в космосе вокруг Солнца, но слишком медленно для этого, чтобы это можно было бы заметить при таких коротких интервалах между отдельными экспозициями. Однако то обстоятельство, что объект "сдвигается" относительно "неподвижного" звездного небосвода (явление параллакса), как раз и свидетельствует о том, что Седна - член Солнечной системы и расположена намного ближе к Земле, чем любая "фоновая" звезда (справа) в том же самом поле обзора. Фото NASA, ESA и M. Brown (Caltech)

Hubble Observes Planetoid Sedna, Mystery Deepens - HubbleSite - NewsCenter
Weird Object Beyond Pluto Gets Stranger - Space.com