статья Новые взгляды на болезнь Хантингтона

Алексей Левин, 02.04.2004

Американские ученые сделали открытие, которое представляет в абсолютно новом свете причины возникновения одного из нейродегенеративных заболеваний – болезни Хантингтона. Это достижение создает надежду, что с этим заболеванием можно справиться с помощью лекарственных препаратов.

Болезнь Хантингтона (малая хорея) известна уже более ста тридцати лет, но ученые приблизились к пониманию ее природы лишь после появления современной генетики и молекулярной биологии. 15 февраля 1872 года молодой американский терапевт Джордж Хантингтон, практиковавший в глубинке штата Огайо, сделал на собрании местного медицинского общества доклад, которому было суждено войти в историю медицины.

В этом коротком сообщении Хантингтон исключительно точно описал симптомы болезни, которую он назвал наследственной хореей. В те времена хореями называли самые различные патологии, объединенные единым признаком – больные совершали непроизвольные движения головы, лица, конечностей. Отсюда и название, - греческое слово "хорея" означает "танец".

Хантингтон писал, что заинтересовавшая его хорея чревата дегенеративными изменениями психики и к тому же с высокой долей вероятности передается от родителей к детям. Через два месяца работа Хантингтона была опубликована в Филадельфии в журнале "Medical and Surgical Reporter". После этого новой болезнью заинтересовалось медицинское сообщество и хорее было присвоено имя первооткрывателя.

В современных медицинских справочниках сказано, что малая хорея Хантингтона - это наследственное заболевание, которое приводит к нарушению координации движений, потере памяти и преждевременной смерти. Болезнь поражает примерно одного из каждых десяти тысяч человек, а ее симптомы в основном проявляются в среднем возрасте. Если один из родителей страдает болезнью Хантингтона, то шансы новорожденного ребенка оказаться ее жертвой составляют 50 процентов. Эта закономерность была установлена очень давно, а со становлением медицинской генетики стал понятен и ее смысл – в основе болезни лежит доминантная генная мутация. В 1993 году было доказано, что эта мутация локализована в пределах единичного гена, расположенного в четвертой паре хромосом. Этот ген несет ответственность за синтез белка, получившего название хантингтина. В состав его молекулы входит фрагмент, содержащий цепочку, образованную из повторяющихся молекул аминокислоты глутамина. У здоровых людей число таких повторов составляет от 8 до 35, а у носителей мутантного гена их 36 и больше. Этот избыток глутамина и превращает безобидный хантингтин в мощнейшее оружие, разрушающее нервные ткани.

Теперь мы подошли к самому главному, к возможному моменту истины. До сих пор считалось, что дефектный хантингтин становится сильным нейротоксином просто из-за своей аномальной структуры. Эту общепринятую точку зрения поставили под сомнение исследователи из Калифорнийского университета, возглавляемые генетиком Ларри Маршем. Они пришли к выводу, что клетки мозга синтезируют специфический белок SUMO-1, который усиливает разрушительные свойства мутантного хантингтина. Иными слловами, дефектный хантингтин сам по себе не токсичен, однако он делается таковым в результате взаимодействия с SUMO-1. Эта модель болезни Хантингтона изложена в статье, которую 2 апреля опубликовал журнал Science.

Предположим, что эта теория подтвердится – какую же пользу она принесет практической медицине? Дело в том, что старая концепция болезни Хантингтона практически не оставляла надежды на возможность ее излечения. Ученые еще не знают, в чем заключается роль хантингтина, однако его отсутствие несовместимо с жизнью. Генноинженерные мыши с отключенным геном хантингтина погибают еще в утробе. Современная медицина позволяет без труда выявить наличие мутантного хантингтинового гена у человеческого зародыша, но на этом ее возможности и кончаются. Если мать все же решается произвести на свет дитя, обреченное стать жертвой болезни Хантингтона, то чем можно ему помочь? Допустим, что появятся методы, позволяющие отключить дефектный ген или блокировать производимый им белок еще до начала болезни – но ведь это вмешательство будет гибельным для ребенка.

Новая теория диктует иную стратегию: создание препаратов, которые смогут дезактивировать белок SUMO-1, и тогда даже дефектный хантингтин не сможет превратиться в нервный яд. Судя по всему, этот белок не особенно нужен мозгу, так что его устранение не принесет серьезного вреда. Конечно, от подобных планов до создания действенных методов лечения болезни Хантингтона еще очень далеко, но ведь, как говорил знаменитый физик 19 века Роберт Кирхгоф, нет ничего практичнее хорошей теории.

Алексей Левин, 02.04.2004