статья Основу для земной жизни дал редкий тип звезд

Максим Борисов, 12.01.2004
Туманность Красный Прямоугольник. Ядро туманности содержит умирающую звезду. Фото NASA/JPL/Raghvendra Sahai с сайта www.newscien

Группа астрономов во главе с Адольфом Виттом (Adolf Witt) из Университета Толедо (University of Toledo, штат Огайо), использовав телескопы в Чили и Аризоне и исследовав ультрафиолетовый свет, испускаемый туманностью Красный Прямоугольник, обнаружила спектральные подписи самых сложных молекул из всех, найденных к настоящему времени в космическом пространстве. Это открытие дало ученым указание, где нужно искать возможную "фабрику" органического вещества. Происхождение стандартных блоков жизни связывают теперь с редким типом углеродных звезд. Результаты исследований представлены на встрече Американского астрономического общества (American Astronomical Society) в Атланте (Джорджия).

Два типа углеводородных молекул, о которых идет речь, носят названия антрацен (anthracene) и пирен (pyrene). Они состоят из атомов углерода и принадлежат к классу молекул, называемых полициклическими ароматическими углеводородами (polycyclic aromatic hydrocarbons - PAHs). "Жирный черный дым, который выплевывают грузовики, работающие на дизеле, состоит главным образом из PAHs," - поясняет Адольф Витт. Эти две молекулы содержат 24 и 26 атомов соответственно, что вдвое превышает размеры предыдущего рекордсмена - молекулярной цепи из 13 атомов. Они рождены в туманности Красный Прямоугольник (форма туманности действительно напоминает красный прямоугольник с лучами), расположенной в 1000 световых лет от Земли.

Свидетельства того, что огромные количества PAHs рассеяны по всему окружающему нас космосу, появлялись и раньше. Эти молекулы выдают себя, испуская инфракрасный свет, к тому же аминокислоты были найдены в метеоритах, попадающих на Землю. Органические молекулы, подобные им, обильно поливали нашу планету в ранний период ее истории, и, возможно, это и послужило толчком к появлению самых первых форм жизни. Однако источник этих сложных молекул до сих пор не был надежно идентифицирован... Теперь же Витт убежден, что они произошли в местах, подобных Красному Прямоугольнику.

В центре туманности расположена звезда с массой, примерно равной массе Солнца, но эта звезда гораздо старше нашего светила. Она находится на последнем отрезке своей жизни, проходя бурную, но короткую стадию развития, в ходе которой в ее глубинах сгорают остатки насыщенного углеродом материала. Предполагается, что углерод и водород уносятся прочь со звездным ветром, рассеиваются по межзвездному пространству и остывают, формируя туманность. Когда газ охлаждается, его атомы слипаются и образуют все более крупные молекулы. Открытие антрацена и пирена - сильный довод в пользу реальности таких процессов. Причем эти две молекулы - почти наверняка не предел "конструкторских успехов" звезды, существуют и более крупные молекулы, построенные в Красном Прямоугольнике.

"Нет никакого предела - в конечном счете могут сформироваться частицы, состоящие из миллиона атомов и даже больше, - говорит Витт. - Мы имеем дело с настоящей фабрикой органических молекул".

Space molecules point to organic origins - New Scientist