статья На венерианских вершинах царит "хэви-метал"

26.11.2003
Фото с сайта BBC News

Вершины венерианских горных массивов вместо снежных шапок покрыты слоями тяжелых металлов - свинца и висмута, - считают американские исследователи из Вашингтонского университета (Washington University in St Louis). Ведь температура на поверхности Утренней звезды достаточно велика для того, чтобы расплавить свинец, часть этого металла испаряется и осаждается затем при охлаждении на более высоких и менее раскаленных возвышенностях. Этим и объясняется тот странный факт, с которым планетологи столкнулись в ходе радарных исследований, проводимых с помощью автоматических орбитальных станций, запущенных к Венере: горные массивы этой планеты обладают повышенной отражающей способностью. Результаты вычислений опубликованы в журнале Icarus.

Издавна наблюдаемая землянами как яркая световая точка на вечернем или утреннем небе, Венера ассоциировалась с чем-то прекрасным (молодой женщиной, богиней красоты и любви) во многих культурах. Но правда несколько отличается от вымыслов. Хотя Венера и близка по своим размерам к Земле, ее близость к Солнцу означает очень большую разницу в царящих на этих планетах условиях. Плотная атмосфера Венеры, состоящая в основном из углекислого газа, явилась причиной мощного парникового эффекта, за счет которого солнечная радиация попадает в своеобразную ловушку и нагревает поверхность планеты в среднем до температуры 467 градусов по Цельсию. При этом атмосферное давление на поверхности Венеры в 90 раз превышает атмосферное давление на поверхности Земли.

Единственный способ разглядеть что-либо через завесу плотных венерианских облаков - это применить радар. В частности, подобные радарные обзоры с орбиты Венеры проводились с помощью американского зонда "Магеллан" (Magellan), который работал с 1990 по 1994 год.

Изображения, полученные "Магелланом", сильно удивили астрономов не только своими подробностями. Было показано, что планета обильно покрыта вулканическими образованиями вроде обширных лавовых полей, маленьких куполов из лавы и больших вулканических щитов. Самым же загадочным оказалось то, что выступающие части горных плато выглядели противоестественно яркими, отражая радарные лучи намного лучше, чем более низкие возвышенности. Тогда было выдвинуто сразу несколько возможных объяснений, в числе которых - покрытие гор налетом из металлов, правда, первыми "кандидатами" были теллур и германий.

Согласно теоретическим расчетам, в венерианских низинах любой металл способен "выпариваться" и существовать в виде "металлического тумана", а на высоте, где попрохладнее, такой металл сублимируется, осаждается на поверхности гор и формирует тонкий, сильно отражающий радиолучи слой.

Детально изучив поведение 660 металлических составов, Лаура Шаефер (Laura Schaefer) и Брюс Феглей (Bruce Fegley) из Вашингтонского университета в Cант-Луи, в частности, заключили, что теллур для такой роли не годится, а вот свинец, вероятно, вполне подходит. По некоторым оценкам, время, которое требуется для покрытия венерианской горной местности металлическим "инеем", - от нескольких тысяч до нескольких миллионов лет, причем эти процессы, скорее всего, и сейчас активны.

Еще одна загадочная особенность: на самых высоких вершинах Венеры металлическое покрытие все же отсутствует. Возможное объяснение - мощные процессы выветривания.

Если когда-нибудь эти свинцовые залежи будут исследованы с помощью какого-нибудь спускаемого аппарата, то изучение их изотопного состава может дать астрономам непосредственную оценку возраста Венеры.

Venus has 'heavy metal mountains' - BBC News