статья "Интеграл" нашел новый класс астрономических объектов

Максим Борисов, 21.10.2003

"Интеграл" (Integral) - мощнейший космический гамма-телескоп, запущенный год назад (17 октября 2002 года) с Байконура с помощью российского ракетоносителя "Протон" и эксплуатируемый Европейским космическим агентством (ESA), - по всей видимости, обнаружил целый новый класс астрономических объектов.

Речь идет о бинарных звездных системах, составной частью которых является черная дыра или нейтронная звезда, заключенных в плотный кокон из холодного газа. Из-за подобного кокона эти объекты остаются невидимыми для традиционных телескопов, однако "Интеграл" как раз и был задуман так, чтобы изучать подобные скрытые высокоэнергетичные явления во Вселенной, выдающие себя только посредством потоков гамма-излучения (недаром его окрестили "охотником за черными дырами").

Первый из этих объектов, обозначенный IGRJ16318-4848, был обнаружен еще 29 января 2003 года. Хотя астрономы не могли сразу определить точное расстояние до него, они были уверены, что объект находится в нашей Галактике. После предварительного анализа данных они заключили, что найденный источник может оказаться бинарной системой, включающей компактный объект вроде нейтронной звезды или черной дыры и очень массивную звезду-компаньона.

В подобных системах верхние слои газовой оболочки "обычной" звезды, сорванные под воздействием мощной гравитации опасного соседа, устремляются к коллапсару, при этом испытывают сильное ускорение (энергия от хаотичного трения частиц в процессе движения в аккреационном диске выделяется в виде излучения на всех длинах волн, от гамма-лучей до видимого и инфракрасного света) и в конечном счете коллапсаром этим поглощаются. В наших галактических окрестностях, как известно, находятся около 300 бинарных систем подобного рода, и на первый взгляд в IGRJ16318-4848 не было ничего принципиально нового. Однако странным было то, что подобный специфический объект не был обнаружен до сих пор.

Астрономы предположили, что виной тому - плотная газовая оболочка, окружающая эту систему. В таком случае только самые высокоэнергичные фотоны способны выбраться наружу, а все менее энергичные компоненты излучения успешно блокируются. Это могло объяснить тот загадочный факт, что космические телескопы предыдущего поколения, чувствительность которых ограничена областью низких энергий, пропустили такой объект, в то время как "Интеграл", специализирующийся на высоких энергиях, его без труда обнаружил.

Чтобы проверить это предположение, астрономы воспользовались услугами другой космической обсерватории ESA, "Ньютон" (XMM-Newton, запущен 10 декабря 1999 года с помощью ракетоносителя Ariane-5 из Французской Гвианы, как ожидается, он будет передавать данные в течение 10 лет), с помощью которой проводятся наблюдения в рентгеновском диапазоне. "Ньютон" также способен проверить наличие высокоэнергетической компоненты, что он с успехом и продемонстрировал, в феврале не только подтвердив существование этого объекта, но и наличие вокруг него плотного непрозрачного кокона из холодного газа, поперечник которого сравним с диаметром земной орбиты. Вероятно, материалом этого кокона служит газ, исторгнутый из звезды-компаньона.

Руководитель исследований Роланд Вальтер (Roland Walter) из Центра научных данных "Интеграла" в Швейцарии объясняет это так: "Только фотоны с самыми высокими энергиями (более 10 кэВ) могут проникнуть сквозь эту газовую оболочку. Именно поэтому IGR J16318-4848 не был обнаружен раньше в ходе обзоров, выполненных в диапазонах более низких энергий, и предыдущими космическими гамма-обсерваториями, которые по сравнению с "Интегралом" были менее чувствительны".

Вопрос теперь состоит в том, сколько таких объектов скрывается в Галактике. "Ньютон" и "Интеграл" вместе составляют прекрасную пару, чтобы проделать работу по их дальнейшему обнаружению. Они уже нашли два новых источника, находящихся внутри непрозрачных оболочек. Теперь планируются дальнейшие наблюдения такого рода.

ESA's Integral discovers hidden black holes - ESA Portal