статья Существо с Амазонки может привести к появлению новой ветви на "древе жизни"

07.07.2003
В джунглях Амазонки. Фото с сайта wals.narod.ru/rak2.html

Бразильские ученые - участники экспедиции в бассейн крупнейшей на американском континенте реки Амазонки - заявили, что им удалось обнаружить представителей нового семейства рыб, чего не случалось уже в течение полутора столетий. Они надеются классифицировать маленькое существо, больше всего напоминающее угря, к концу этого года.

"Это совершенно новая разновидность, которая требует, чтобы мы создали под нее новый род и целое новое семейство, - заявил в четверг в интервью Reuters Янсен Зуанон (Jansen Zuanon), возглавляющий исследования речной биологии в Бразильском национальном научно-исследовательском институте Амазонки.

Илсе Валкер (Ilse Walker), швейцарский исследователь, работавший в этом институте, натолкнулся на эту рыбу в 1999 году при изучении креветок в пойме близ Манауса (это столица крупнейшего бразильского штата Амазонас, расположенная в среднем течении реки Амазонки, при впадении в нее Риу-Негру, бывший центр "каучуковой лихорадки"). С тех пор уже четырем биологам удалось изучить несколько экземпляров.

В джунглях Амазонки. Фото с сайта wals.narod.ru "Существо все еще не имеет названия, - сказал Зуанон. - Мы именуем ее пока просто "таинственная рыба" (mystery fish), потому что она не вписывается ни в одну известную группу... Она имеет продолговатое тело со смесью признаков различных видов и сильно отличается от любой другой группы амазонских рыб... Новое семейство рыб не появлялось уже на протяжении 150 лет", - добавил биолог, уточнив при этом, что открытия новых разновидностей случаются довольно часто.

Это плотоядное животное, у него длинное узкое тело (около 6 дюймов (15 см) длиной), как у угря, но при этом оно обладает полным набором плавников и имеет хвост, подобный тому, что у амазонской Pirarucu - одной из самых больших в мире пресноводных рыб. Тело рыбы также снабжено десятком воздушных камер, в отличие от обычных для рыб двух-трех (они используются для того, чтобы "вычислять" положение тела под водой). Кроме того, ученые полагают, что эта рыба является двоякодышащей. "Насколько мы знаем, она питается маленькими креветками и водными насекомыми, - говорит Зуанон, - размножается в начале сезонов дождей и имеет дополнительный способ дыхания - дышит воздухом... и таким образом не зависит только от кислорода, растворенного в воде".

Это открытие - еще один яркий пример разнообразия флоры и фауны Амазонки, представляющей собой зону тропического леса, по размерам превышающую всю Западную Европу. Эта область дает приют 30 процентам от всех разновидностей животных и растений нашей планеты. Как поется в известной песенке Никитиных на слова Киплинга, "а в солнечной Бразилии, Бразилии моей такое изобилие невиданных зверей"...