новость Отточные науки

Президент РАН: Отток ученых из России увеличился
24.03.2015
Владимир Фортов. Фото: ras.ru

За последние полтора года увеличился отток ученых из России. Об этом заявил президент Российской академии наук Владимир Фортов в интервью телеканалу "Россия 24".

По словам Фортова, зарплаты российских ученых и их зарубежных коллег различаются в разы. Это было и до падения курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам.

Глава РАН сообщил также, что не видит тенденции к преследованию российских ученых, сотрудничающих с западными организациями.

"Скажу по своему опыту, я директор крупного института, и у нас подобных опасений я не слышал. Я бы не сказал, что есть какая-то охота за ведьмами, хотя есть примеры, когда не очень понятно, почему человека преследуют", - сказал он.

Фортов отметил, что в РАН есть группа ученых, которые разбирают подобные примеры с претензиями со стороны правоохранительных органов к российским специалистам, сотрудничающим с зарубежными учреждениями. "Они это разбирают открыто, смотрят - а что по сути он открыл для иностранцев, есть ли там признак утечки информации", - сказал Фортов.

Фортов подчеркнул, что в ряде областей науки российские ученые очень сильны. Необходимо "стремиться расширять нашу международную часть в больших проектах", отметил президент РАН. Он напомнил, что российские ученые участвовали в таких проектах, как Большой адронный коллайдер.

Во вторник премьер-министр Дмитрий Медведев на общем собрании Российской академии наук заявил, что размеры ежемесячных денежных выплат членам РАН за звание академика и члена-корреспондента будут увеличены, несмотря на непростую экономическую ситуацию. Об этом сообщает Интерфакс.

"В настоящее время мы готовим целый ряд важных решений, включая и вопросы материального стимулирования, увеличения размера ежемесячной денежной выплаты членам академии за звание академика и члена-корреспондента", - сказал Медведев.

Он добавил: "Хочу вам прямо сказать, это решение будет выполнено, несмотря на то, что сейчас с деньгами не очень просто. Только что говорил об этом с министром финансов".

Также премьер-министр сообщил, что в новом бюджете удалось в основном сохранить финансирование научных исследований, в текущем году на эти цели будет выделено 350 миллиардов рублей.

Владимир Фортов, глава Российской академии наук
За последние полтора года, этот отрезок для нас самый болезненный, я посчитал, что отток увеличился.

Мы должны понимать, что наши зарплаты несопоставимы с теми, которые есть там. Они отличаются в разы, и отличались до повышения курса доллара к рублю.

Так не бывает, чтобы ученые были довольны всем. Но есть направления, в которых мы сильны. Это школа теоретической физики, математика, некоторые разделы энергетики, машиностроения, механики, процессов управления.

24.03.2015