новость Человек - это большая мышь

05.12.2002
Фото с сайта www.ratclub.ru

Лишь 300 генов человека и мыши принципиально несхожи. Всего же в геномах человека и мыши содержится примерно по 30 тысяч генов. "Около 99 % генов человека соответствуют генам мыши", - говорит Эрик Ландер, директор Уайтхедовского центра генных исследований в Кембридже, штат Массачусетс. - 80 % из них абсолютно идентичны". Как сообщает CNN со ссылкой на публикацию в журнале Nature, у обоих существ имеются гены, отвечающие за формирование хвоста, однако у человека они "не работают".

По словам Ландера, "работы по расшифровке генома человека продолжаются, однако наши возможности интерпретации полученных данных крайне ограничены". И именно исследование генома мыши дает важную информацию о функциях многих генов человеческого организма. Установив одинаковый ген, можно создать мышей без него, выяснить, что именно изменится в организме лабораторного животного, и сделать вывод о функции гена.

Согласно исследованиям, мышь и человек, как и все прочие млекопитающие, произошли от одного предка размером с небольшую крысу от 75 до 125 млн лет тому назад. Именно с тех пор, как предполагают ученые, оба вида наследовали похожий набор генов. Кроме того, до 90 % генов, ответственных за возникновение различных заболеваний, у человека и мыши идентичны. Есть, разумеется, и различия. Так, например, генетический код мыши короче человеческого примерно на 14 %. Кроме того, у мыши гораздо больше генов, отвечающих за обоняние.

Геном мыши был расшифрован полтора года назад частной компанией Celera Genomics Corp. Однако результаты исследования не были размещены в открытом доступе, и ученым приходилось платить за доступ к ним. Теперь же результаты совместного исследования нескольких институтов Великобритании и США находятся в открытом доступе.

05.12.2002