новость Американские ученые: В результате бомбардировки на Луне нашли воду

14.11.2009
Луна. Фото с сайта www.sas.org.au

Американские ученые утверждают, что эксперимент по бомбардировке Луны в районе ее южного полюса, проведенный NASA в прошлом месяце, увенчался полным успехом: на нашем естественном спутнике действительно удалось обнаружить воду. В результате столкновения образовался столб пыли, в шлейфе которого было найдено много льда и водяного пара, пишет BBC News.

К образовавшемуся облаку был направлен исследовательский зонд LCROSS (Lunar Crater Observation and Sensing Satellite) – спутник наблюдения за лунными кратерами, который нес множество научных инструментов. Количество воды, найденное в ходе эксперимента, эквивалентно "дюжине ведер по два галлона" [ 92,2 литра ], заявил один из исследователей. "То, что мы нашли, это отнюдь не мало, мы обнаружили значительное количество", - заявил Энтони Калапрет, ведущий специалист проекта LCROSS.

В октябрьском эксперименте была задействована ракета "Центавр" (Centaur) весом в 2,2 тонны. Ее направили точно в кратер Кабеуса, радиус которого составляет 100 километров. Этот кратер, расположенный на южном полюсе Луны, почти всегда находится в тени. Ученые рассчитывали на то, что шлейф от взрыва составит около 10 километров в высоту, и его можно будет наблюдать телескопами с Земли. Облако от взрыва оказалось гораздо скромнее – около 1,6 км в высоту, - телескопы его не разглядели, однако для обнаружения воды и этого было достаточно.

LCROSS был запущен NASA 18 июня в качестве составной части миссии, включавшей в себя также запуск LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter) - лунного орбитального зонда. Последний измерил температуру в кратере Кебеуса, которая составила минус 230 градусов по Цельсию.

С помощью спектрометра, работающего в ближней части инфракрасного диапазона и размещенного на зонде, следовавшем за ракетой, был обнаружен лед и водяной пар. Дополнительные доказательства были получены с помощью прибора, настроенного на ультрафиолетовую и видимую область спектра. Он идентифицировал наличие гидроксильной группы (ОН), появлению которой способствует солнечный свет. "Мы смогли опознать спектральные данные, полученные с помощью зонда, только когда сличили их со спектром, характерным для воды, - пояснил профессор Калапрет. - Никакие другие допустимые сочетания компонентов, с которыми мы пытались их сравнить, не подошли. Возможность того, что примесь была привнесена ракетой, также исключена". Впрочем, ученые подчеркивают, что эти результаты являются пока предварительными, и лишь дальнейшие исследования смогут дать окончательное заключение о количестве воды в кратере.

Поверхность Луны, видимая с Земли, суше, чем любая пустыня на нашей планете. Однако в некоторых местах, находящихся в тени, могут укрываться значительные запасы воды, возможно, занесенные туда кометами миллиарды лет назад. Если дальнейшие исследования подтвердят открытие воды, то это окажется чрезвычайно важным для строительства будущих лунных баз. По словам Майка Варго, ведущего специалиста NASA по исследованию Луны, эти запасы можно будет использовать для обеспечения астронавтов питьевой водой. "Вы также можете разложить ее и получить воздух, которым смогут дышать члены экспедиции. И если у вас есть достаточное количество воды, у вас есть составляющие ракетного топлива – кислород и водород", - добавил он.

В сентябре были получены данные (в частности, от индийского зонда "Чандраян-1"), которые показали, что молекулы воды в небольшом количестве присутствуют в лунном грунте повсеместно.

14.11.2009