статья Культура движет эволюцию

Максим Борисов, 30.10.2009
Хромосомы. Фото с сайта joannenova.com.au

Культурные традиции могут нести ответственность за своеобразную селекцию среди разных групп населения, с течением времени сохраняя или отбрасывая те или иные гены, что, в свою очередь, позволяет говорить о непосредственном влиянии культуры на эволюцию (воздействие в противоположном направлении, т.е. эволюции на культуру, в доказательствах не нуждается). Это сумели показать американские генетики, которые проводили сравнительные исследования среди обществ, ориентированных на индивидуалистические и коллективистские ценности (соответствующая статья публикуется в британском журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences).

Междисциплинарное исследование, объединившее методы естественных и социальных наук, имело дело с двумя наборами данных сразу по 29 странам (данные были получены на основе генетического анализа и культурологических штудий). Удалось установить, что большинство людей в тех странах, в которых (как считается) преобладает коллективистская ментальность, несут в себе определенную генетическую мутацию, затрагивающую транспорт серотонина - нейрохимического компонента, ответственного, в частности, за перемены в настроении.

Так, в Китае и других восточноазиатских странах до 80% населения несут в себе так называемую "короткую" аллель (вариацию в ДНК), участка, обозначаемого как 5-HTTLPR (предыдущие исследования уже показали, что подобная S-аллель определенно связана с рядом отрицательных эмоций, включая состояние навязчивого беспокойства и депрессии). Напротив, в европейских странах, в которых традиционно царит дух индивидуализма и высоко ценится свобода самовыражения (и групповые интересы отходят на второй план), доминирует длинная или L-аллель. И только 40% людей несут в себе вариант S.

Ученые подчеркивают, что речь в данном случае не идет о возвращении к уже дискредитировавшим себя идеям увязывания генетики и каких-либо расовых признаков, однако разные культура и гены, вероятно, между собой как-то взаимосвязаны, что оказывает некое влияние на процессы естественного отбора. В частности, эти процессы могут "помогать" индивидуумам, живущим в тех обществах, где ощутим недостаток взаимовыручки, сохранять присутствие духа и конкурентоспособность.

В свою очередь те культуры, в которых особенно сильны коллективистские начала, могут более успешно защищать своих членов от генетической предрасположенности к депрессии, которая сопряжена с наличием S-аллели.

"Такая поддержка, вероятно, создает своего рода "защитную зону" для ранимых индивидуумов, оберегая их от разного рода рисков или стрессогенных факторов, которые могут срабатывать в качестве триггеров к депрессивным эпизодам, - поясняет ведущий автор статьи Джоан Чао (Joan Chiao), профессор Северо-западного университета (Northwestern University) в Чикаго. - Тот факт, что европейские и американские граждане, несмотря на наличие L-аллели, чаще испытывают беспокойства и перепады настроений, может проистекать от проживания в рамках весьма индивидуалистических культур".

Genes drive behaviour, but culture can select genes: study - AFP