новость Найден древнейший музыкальный инструмент

26.06.2009
Пабло Пикассо. Музыканты

Немецкие археологи из Тюбингенского университета (Universität Tübingen) опубликовали 24 июня в журнале Nature статью, в которой привели описания 35-тысячелетних флейт - древнейших музыкальных инструментов из всех, найденных к настоящему времени, - сообщает BBC News. По мнению ученых, любовь к музыке могла дать кроманьонцам – то есть предкам современного человека - какие-то преимущества в конкуренции с неандертальцами.

Всего описываются три флейты, найденные в пещере Холе Фелс на юге Германии. Эта пещера уже известна другими находками. В мае члены той же группы археологов нашли в ней древнейшую эротическую скульптуру – резную женскую фигурку.

Наиболее хорошо сохранившаяся из этих флейт была вырезана из кости крыла грифа. Она имеет длину 20 сантиметров и снабжена пятью отверстиями для пальцев и двумя V-образными зарубками на одном из концов, которые выполняли роль мундштука. Археологи обнаружили также обломки еще двух флейт, вырезанных из бивней мамонта.

По мнению одного из авторов статьи, профессора Николаса Конарда (Nicholas J. Conard), эти находки свидетельствуют о том, что уже 40 тысяч лет назад, когда предки современного человека расселялись по Европе, их сопровождала в пути музыка. "Музыка была частью повседневной жизни первобытного человека", - утверждает профессор. Вероятно, она звучала во время каких-то религиозных церемоний, а возможно, и просто в минуты отдыха, - все было совсем так, как сейчас.

Следует заметить, что последние находки немецких археологов заставляют предположить, что творческие способности человека активно проявлялись еще на заре его существования. Как говорит профессор Конард, люди, пришедшие в наши края 40 тысяч лет назад, уже обладали целым рядом предметов символического свойства, например, фигурками, изображающими мифологических существ, разнообразными украшениями. Были у них и хорошо развитые музыкальные традиции.

Столь раннее появление культуры и искусства может объяснить, почему наши предки вытеснили неандертальцев, живших в Европе намного раньше и исчезнувших после прихода кроманьонцев. Музыка вполне могла способствовать образованию и сохранению более обширных социальных связей. А они, в свою очередь, могли облегчать демографическую и географическую экспансию наших предков, что дало им огромные преимущества перед консервативными и более изолированными группами неандертальцев, говорится в статье.

26.06.2009