статья Первый свет "Кеплера"

Максим Борисов, 18.04.2009
"Горячий Юпитер" TrES-2 на снимке "Кеплера" и сам "Кеплер". Фото NASA/Ames/JPL-Caltech. Коллаж Граней.Ру

Запущенный в космос 7 марта этого года и находящийся сейчас на гелиоцентрической орбите аппарат NASA "Кеплер" (Kepler) передал на Землю свое первое изображение звездного неба (так называемый "первый свет" - "first light"). Это 60-секундная экспозиция, полученная 8 апреля, спустя день после того, как был сброшен кожух, защищавший линзы от пыли. В ближайшие несколько недель еще продлится довольно ответственная процедура градуирования фотометра, когда вносятся различные корректировки, ну а затем космическая обсерватория приступит к постоянному мониторингу, цель которого состоит в поиске планет у других звезд (в том числе и похожих на нашу Землю).

За 3,5 года "Кеплер" должен изучить предварительно отобранные звезды-кандидаты в поисках "транзитных" планет ("transiting planets"), отслеживая мельчайшие изменения блеска этих светил. Периодические колебания яркости будут свидетельствовать о том, что часть звездного света блокируется планетой, проходящей по звездному диску. Для успеха своей миссии "Кеплер" снабжен крупнейшей из когда-либо запускавшихся в космос камерой общим разрешением 95 мегапикселей (она состоит из 42 CCD-матриц). Эта камера способна зарегистрировать колебания яркости на уровне 0,002%. Интересно, что изображения, получаемые камерой, умышленно размыты - это чтобы свести к минимуму количество ярких звезд, которые слепят детекторы.

На представленных первых снимках запечатлен целевой для этой миссии участок звездного неба диаметром приблизительно в 15°, расположенный в районе созвездий Лебедя и Лиры и содержащий многочисленные звезды одного из рукавов нашей Галактики. При этом общая фотография полностью отображает все те миллионы звезд, что попадают в отведенную для исследований "Кеплера" область, в то время как два других снимка представляют собой уже многократно увеличенные фрагменты этого же поля обзора. Все доступные изображения можно увидеть в Интернете по адресу http://www.nasa.gov/mission_pages/kepler/multimedia/20090416.html.

Выбранный регион, по оценкам астрономов, содержит 14 миллионов звезд, причем более 100 тысяч из них отобраны в качестве целей для поиска планет. Два подробных снимка охватывают по одной тысячной этого общего поля зрения. На одном из снимков в левом нижнем углу видна группа звезд NGC 6791, находящаяся в 13 тысячах световых лет от Солнца, а на другом запечатлен регион, содержащий звезду GSC 03549-02811. Эта звезда уже имеет одну известную планету TrES-2 типа "горячего Юпитера" ("hot Jupiters"), период обращения которого вокруг родительской звезды составляет всего 2,5 суток (т.е. гигантская газовая планета находится к своему светилу гораздо ближе, чем Меркурий к Солнцу, который обращается вокруг светила за 88 дней).

Планету TrES-2 открыла группа американских и европейских исследователей, которую возглавлял Френсис О'Донован (Francis O'Donovan) из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology - Caltech). Это была одиннадцатая по счету транзитная планета. Удивительно, что столь важного успеха удалось достичь с помощью поистине любительской астрономической техники - сети телескопов небольших (10-сантиметровых) размеров, получившей громкое наименование Трансатлантического экзопланетного обзора (Trans-Atlantic Exoplanet Survey - TrES). Подтверждение открытия затем пришло от одного из 10-метровых телескопов "Кек" (Keck) - то есть крупнейших в мире оптических телескопов. В результате расчетов удалось выяснить, что планета по своим параметрам превосходит Юпитер - приблизительно в 1,28 раза по массе и в 1,24 раза по своим размерам. TrES-2 обращается вокруг похожей на наше Солнце звезды, расположенной на расстоянии 750 световых лет от Земли (в соседствующем с Лебедем и Лирой созвездии Дракона). Геометрия этой системы с точки зрения землян чрезвычайно удачна. TrES-2 проходит по диску звезды так, что все время сравнительно далеко отстоит от центра диска. Когда планета проходит позади звезды, ее свет лишь частично заслонен круглым краем звездного диска. И точно так же при появлении планеты из-за звезды и прохождении поверх звездного диска. Эта асимметрия позволяет лучше изучить все вариации яркости по сравнению даже с тем случаем, когда планета просто проходила бы солнечный диск где-то по центру.

Экстрасолнечная планета TrES-2. Изображение Jeffrey Hall, Lowell Observatory с сайта www.astro.caltech.edu/~ftod/tres/tres2.html

"Даже от самого первого беглого взгляда на небо, брошенного "Кеплером", захватывает дух - когда видишь все эти миллионы звезд на одном снимке", - признается оператор "Кеплера" Лиа Лапьяна (Lia LaPiana) из вашингтонской штаб-квартиры NASA. А научный руководитель миссии Уильям Бораки (William Borucki) из Исследовательского центра NASA имени Эймса (Ames Research Center) в Калифорнии пояснил: "Мы надеемся найти сотни планет, вращающихся вокруг этих звезд, в том числе и первые планеты величиной с Землю, находящиеся в пределах "обитаемой зоны" возле своих солнц" (отметим, что "обитаемой" считается та зона, где на поверхности планет может существовать вода в жидком виде).

NASA's Kepler Captures First Views of Planet-Hunting Territory