статья Да их тут тыщи!

Максим Борисов, 10.02.2009
Инопланетянин с сайта www.geocities.com/TelevisionCity

Британский астробиолог Дункан Форган (Duncan Forgan) из Эдинбургского университета (University of Edinburgh) на основании свежих астрономических данных провел новые подсчеты возможного числа внеземных цивилизаций в нашей Галактике. В результате этого исследования (сообщение о котором было опубликовано в журнале International Journal of Astrobiology) был сделан вывод, что "братьев по разуму", с которыми мы могли бы в принципе установить контакт, по меньшей мере несколько сотен, ну а максимальное количество может достигать сорока тысяч.

Общая методика подсчета числа ВЦ восходит к так называемой "формуле Дрейка" (иначе говоря, уравнению Дрейка (Drake Equation), которое было предложено в 1961 году американским радиоастрономом Фрэнком Дрейком (Frank Donald Drake). Оценка вероятности обнаружения внеземных цивилизаций в той или иной части Вселенной основывается на перемножении коэффициентов, каждый из которых отвечает за какой-то отдельный параметр, сводя таким образом один большой вопрос к ряду других, более частных. На некоторые из них ученые уже научились давать разумные ответы, другие до сих пор дожидаются своего часа и вызывают сомнения и споры. Так, в настоящее время уже можно проводить обоснованные оценки числа звезд, обладающих планетными системами. Количество планет, на которых могла бы существовать жизнь, также поддается оценке, а вот насколько вероятно возникновение жизни, если условия для нее подходящие, никто пока не знает. Формулу Дрейка вполне заслуженно ругают за спекулятивность - то есть попытку "вычислить" неизвестный параметр за счет подмены его другими столь же неизвестными, тем самым "усыпив бдительность" слушателей наукообразностью самой процедуры. Но одно несомненно: формула позволяет отслеживать прогресс в конкретных областях человеческого знания. Так, благодаря тому, что в последние годы за пределами нашей Солнечной системы было открыто свыше 330 планет, астрономы смогли уточнить значение нескольких коэффициентов. Предыдущие оценки, проведенные на основании формулы Дрека, разнились еще больше - от миллиона цивилизаций на Галактику до одной-единственной (нашей). "Это процесс количественного измерения нашего невежества", - считает Дункан Форган.

Конечно, сам Форган не забывает отметить, что даже максимальное число цивилизаций никак не гарантирует, что контакт между различными мирами будет когда-либо установлен. Ведь помимо чисто технических возможностей, не последнюю роль играет и психология - готовность идти на такой Контакт. К тому же мы понятия не имеем о том, какие формы могут принимать наши визави. В своем исследовании британец, основываясь на современных знаниях о различных внесолнечных системах, создал модель галактики, похожей на нашу и обладающей звездами и планетами. Затем он рассмотрел три возможных варианта. Во-первых, можно предположить, что жизнь даже в благоприятных условиях появляется чрезвычайно редко, но однажды появившись, она уже не упускает своего шанса и неизбежно эволюционирует. В этом случае, по расчетам Форгана, в Галактике существует 361 разумная цивилизация. Второй сценарий основан на допущении, что живые организмы во Вселенной - не редкость, однако достичь стадии разумных существ им удается далеко не всегда. При таких условиях в Галактике могут существовать 31513 различных форм жизни. И, наконец, последний вариант основан на предположении, что живые организмы могут временами переноситься с одной планеты на другую, например, при взрывах супервулканов, а также с кометами и астероидами. Это так называемая гипотеза панспермии, вызывающая неоднозначную реакцию со стороны научного сообщества, но привлекаемая, в частности, и для объяснения появления жизни на нашей Земле. В этом случае мы можем рассчитывать на одновременное существование 37964 разумных цивилизаций (конечно, точные цифры во всех этих случаях выглядят несколько комично…).

Разумеется, с дальнейшим прогрессом в области астрономии, биологии, геохимии и т.д. наши оценки точного числа внеземных цивилизаций будут улучшаться. Например, многое может сказать время, прошедшее с момента образования нашей планеты до того, как появились первые живые организмы (за последние годы оно изрядно "уменьшилось"). Или от момента, когда появилась первая жизнь, до первых разумных существ и их технологического развития. Важно также знать о возможности существования различных разумных видов на одной и той же планете (например, Homo sapiens и неандертальцы), а также о неоднократности появления на планете жизни, разума и первых цивилизаций. Однако некоторые коэффициенты способны обрести твердый смысл только тогда, когда будет обнаружен если не первый разумный инопланетянин, то хотя бы первый инопланетный микроб, ну а до того все исследования в данном направлении будут питаться предположениями и произвольными моделями.

Number of alien worlds quantified - BBC News