статья Гибель неандертальцев: дело в конкуренции, а не в климате

Максим Борисов, 12.01.2009
Окаменевшие останки неандертальца, заключенные в сцементировавшийся блок из песка и глины: кости левой ноги, ребра, позвонки. Экспонат из испанских пещер Эль Сидрон. Фото Antonio Rosas с сайта New Scientist

Климатические катастрофы у современных исследователей стали привычным "козлом отпущения" в том случае, когда необходимо отыскать первопричину очередного массового вымирания живых существ на Земле. Так происходит и с неандертальцами. Одно из самых расхожих объяснений того, почему эти существа, населявшие Европу еще 35 тысяч лет назад, бесследно сгинули, апеллирует к разразившемуся в те времена похолоданию. Альтернативное объяснение может состоять еще в том, что причиной их гибели стали наши собственные предки - кроманьонцы, заселившие Европу 40 тысяч лет назад. Именно эту точку зрения готовы принять и участники нового франко-американского междисциплинарного исследования, посвященного тем давним драматическим событиям (публикация в открытом журнале PLoS ONE 24 декабря 2008 г.).

"Существует множество статей, авторы которых становятся то на одну, то на другую из этих двух перечисленных точек зрения", - поясняет Вильям Бэнк (William Banks), археолог из французского Национального центра научных исследований (French Centre National de la Recherche Scientifique - CNRS) в Бордо. Бэнк и его коллеги (археологи, экологи и климатологи) обратились к методам эволюционной биологии и провели моделирование размера занимаемых кроманьонцами и неандертальцами экологических ниш, тем самым оценив накал борьбы за выживание и уровень соперничества между двумя человеческими видами. Для каждого конкретного региона, где было отмечено присутствие стоянок наших предков и неандертальцев, учеными были собраны данные, содержащие подробную информацию о географии, климате и других параметрах, важных с экологической точки зрения. Затем обобщенная компьютерная модель позволила предсказать, в какой момент тот или иной набор этих параметров мог бы привести к серьезному сужению ареала обитания Homo sapiens и Homo neandertalis или даже их исчезновению.

Для сбора информации была использована база данных по 1,3 тысячи археологических памятников в Европе, относящихся к трем важнейшим периодам: до похолодания (случившегося около 40 тысяч лет назад), во время похолодания и после него. Это четвертое из так называемых событий Хайнриха (einrich Event 4) - резких снижений температуры на 5-6°С на период от ста до тысячи лет, получивших свое название по имени климатолога Хартмута Хайнриха. Оно характеризовалось холодной сухой погодой. Льды, вышедшие из Арктики, достигли пределов нынешней Испании. Вскоре после этого практически все следы неандертальцев исчезли из археологических отчетов.

Поскольку неандертальцы исчезли в период климатических изменений, некоторые исследователи связали их гибель исключительно с суровыми погодными условиями. Однако не нужно забывать, что данный вид к тому времени уже вполне благополучно пережил не менее суровые периоды похолоданий. И новые данные свидетельствуют о том, что в моменты смягчения погодных условий и повышения влажности кроманьонцы неизбежно расширяли ареал своего распространения, оказываясь в тех регионах, которые ранее занимали исключительно неандертальцы (последним местопребыванием неандертальцев стала Испания). Вероятно, кроманьонцы научились более эффективно использовать ресурсы этих регионов, чем не могли похвастаться их "кузены". Не исключено, что людям современного анатомического облика помогли в этом не только более совершенные технологии, но и более развитые социальные отношения.

Разумеется, дебаты на эту тему наверняка еще продолжатся, однако год за годом под ногами у антропологов оказывается все более твердая почва для умозаключений. К тому же на подходе окончательная расшифровка ДНК неандертальцев, что также послужит базой для новых, более однозначных выводов.

Neanderthal Extinction by Competitive Exclusion