статья Загадочные галактики-синхронистки

Максим Борисов, 16.09.2008
14 галактик, изученных в Wise Observatory. Размеры их искусственно завышены, цвета - условные. С сайта http://wise-obs.tau.ac.il/

Почти полтора десятка галактик образовали в относительно близком к нам регионе космического пространства (в 15 миллионах световых лет от Земли) нечто вроде моста, очертившего одно из звеньев невидимой "всемирной цепи", "паутины" или "кружева", составленного из скоплений темного вещества. Все это зарегистрировано в той области, где не должно быть ничего, кроме вакуума. Несмотря на свою эфемерность, этот "мост", вероятно, позволит еще "навести реальные мосты" в деле понимания процессов формирования малых галактик в условиях ранней Вселенной.

Волокна темного вещества (так называемые 'dark halos') послужили, возможно, своеобразными "насестами" для 14 галактик, и цепочка из них протянулась по крайней мере на 1,5 миллиона световых лет. Все эти галактики - карликовые (менее 10% от размеров Млечного пути), между ними нет никакой явной физической связи, связь только геометрическая (они выстраиваются почти в одну линию). Обнаружить их помог радиообзор ALFALFA, производимый на волне в 21 сантиметр, на которой излучают атомы водорода. Эта "знаменитая" линия излучения обусловлена переходами между уровнями сверхтонкой структуры атомов в основном состоянии. С помощью этой линии в свое время были получены фундаментальные данные о распределении атомарного водорода в галактиках. ALFALFA выполняется на базе радиотелескопа в Аресибо (Пуэрто-Рико).

Исследование, проведенное Ади Зитрином (Adi Zitrin) и Ноа Брошем (Noah Brosch) из Wise Observatory израильского Тель-Авивского университета (Tel Aviv University), показало странную вещь: спустя более чем миллиард лет бездействия 30 миллионов лет назад (или даже позже), во всех этих галактиках вдруг началось активное звездообразование. Все это довольно неожиданно, поскольку формирование новых звезд в таких галактиках обычно начинается лишь после их столкновения, а признаков подобных взаимодействий пока не наблюдается (во всяком случае, темпы звездообразования совершенно не зависят от взаимного расположения всех этих объектов).

Зитрин и Брош выдвинули гипотезу, согласно которой синхронность начала эпох звездообразования в данных галактиках объясняется взаимодействием их с протяженными волокнами темного вещества, гравитация которых как раз и способствует большей концентрации газовых облаков, формирующих звезды. Для подтверждения этой гипотезы, конечно, требуются еще дальнейшие наблюдения, например, обнаружения каких-нибудь эффектов гравитационного линзирования (т.е. изгибания световых лучей от фоновых источников под воздействием силы тяжести более близких к нам объектов), по которым и можно будет выявить присутствие темного вещества.

Темное вещество, возможно, помогло формироваться первым звездам и галактикам, позволив уплотниться газовым облакам в исполинские плазменные шары. И в настоящее время темное вещество продолжает помогать звездам рождаться.

Соответствующая статья будет опубликована в британском журнале "Ежемесячные сообщения Королевского астрономического общества" (Monthly Notices of the Royal Astronomical Society - MNRAS), а пока с ней можно ознакомиться на сайте электронных препринтов arXiv.org.

На иллюстрации:

Dark matter 'bridge to nowhere' found in cosmic void - New Scientist
Israeli astronomers find a dark matter filament close to the Milky Way - Wise Observatory News/Announcements - Press Release

Максим Борисов, 16.09.2008