статья Найден древнейший антропоид

Максим Борисов, 12.08.2008
Блайз Вильямс (Blythe Williams) и Ричард Кей (Richard Kay) в лаборатории Университета Дьюка. Фото с сайта news.duke.edu

Крошечные окаменелые зубы, найденные на территории индийского угольного карьера, могут теперь считаться останками самого древнего азиатского антропоида (Anthropoidea) - предшественника всех современных приматов, включая нынешних обезьян и людей. Об этом говорит новое исследование, проведенное антропологами из американского Университета Дьюка (Duke University, г. Дарем, штат Северная Каролина) и Индийского технологического института (публикация в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences - PNAS).

Размеры найденных зубов (речь идет о двух верхних молярах - коренных зубах - и одном нижнем моляре) составляют всего несколько миллиметров, их возраст - 54,5 миллиона лет (датирование было произведено по микроскопическим окаменелостям морского планктона, найденным там же). Ранние приматы по своим размерам были сопоставимы с современными карликовыми лемурами, весящими приблизительно 2-3 унции (60-80 граммов). Изучение формы зубов позволило заключить, что диета этих маленьких существ состояла из плодов и насекомых (на это указывает наличие характерных гребней).

"Это самый старый антропоид в Азии и Индии", - уверяет один из авторов исследования профессор эволюционной антропологии из Университета Дьюка Ричард Кей (Richard Kay). Если говорить обо всем мире, то возможным "конкурентом" могут быть разве что останки, найденные в марокканском известняке.

Предыдущие находки некоторых окаменевших следов уже показали, что приматы должны были распространиться по Северной Америке, Европе и Азии по крайней мере 55 миллионов лет назад. Однако реальные окаменелости человекообразных приматов по своему возрасту пока не превышали 45 миллионов лет.

"Мы углубились почти на 10 миллионов лет в прошлое до любого ранее описанного примера азиатского антропоида, - пояснила еще один соавтор статьи в PNAS Блайз Вильямс (Blythe Williams). - Новые окаменелости из Индии чрезвычайно интересны, ведь они показывают, что антропоиды возникли гораздо раньше, чем мы думали".

Считается, что в Индии теперь найден не просто новый вид, но и новый род антропоидов. Исследователи назвали его Anthrasimias gujaratensis, в название входит греческое наименование угля, "обезьяна" по-латыни и индийский штат Гуджарат, на территории которого зубы и были, собственно, обнаружены.

Little Teeth Suggest Big Jump in Primate Timeline - Duke University - Office of News & Communications