новость Космические лучи рождаются при вспышках сверхновых

10.03.2008
На планете возле пульсара. Фантазия художника с сайта www.eaglelake.org/staff/erics/form/scenes.html

Звезда, взорвавшаяся 340 тысяч лет назад, позволила ученым отыскать новые свидетельства в пользу теории, согласно которой космические лучи - высокоэнергетичные заряженные частицы (протоны и ядра легких химических элементов) - рождаются в основном в окрестностях сверхновых звезд.

Согласно данной теории, до высоких энергий заряженные частицы разгоняют ударные волны, возникающие во время вспышки сверхновой. "Прямые улики", говорящие в пользу реальности этих процессов, отыскать довольно сложно, поскольку космические лучи по мере своего продвижения по Галактике неизбежно отклоняются магнитными полями, поэтому отследить их путь до источника обычно не удается.

Однако теперь итальянские исследователи Марко Сальвати (Marco Salvati) из Астрофизической обсерватории Арчетри (Osservatorio Astrofisico di Arcetri) во Флоренции и Бруно Сакко (Bruno Sacco) из Национального астрофизического института (L'Istituto Nazionale di Astrofisica - INAF) в Палермо сумели показать, что древняя сверхновая звезда, в результате взрыва которой возник известный пульсар Геминга (Geminga, PSR 0633+1748), может быть ответственна за небольшой излишек в космических лучах от определенной части неба (планируется соответствующая публикация в журнале Astronomy and Astrophysics, пока статью можно прочесть на сайте электронных препринтов arXiv.org).

По всей видимости, Геминга представляет собой молодую одиночную нейтронную звезду-радиопульсар, луч которого проходит мимо Земли. Геминга известна также своим мощным гамма-излучением. Именно благодаря ему эта нейтронная звезда стала первым примером успешно идентифицированного источника гамма-лучей. В течение относительно небольшого промежутка времени у потока заряженных частиц, поступающих к нам с Геминги, наблюдались характерные вариации, таким образом их происхождение перестало быть секретом. Все эти эффекты могли наблюдаться лишь благодаря близости Геминги к Земле, а также из-за сравнительно небольшого срока, отделяющего вспышку сверхновой от нашего времени.

The Milagro anti-Center hot spots: cosmic rays from the Geminga Supernova? - arXiv.org - astro-ph