новость Вши раскрывают человеческие тайны

07.02.2008

Вши. Фото с сайта quickcare.org/skin/lice.html

Вши, обнаруженные у тысячелетних мумий в Перу, подтверждают теорию, согласно которой эти паразиты поселились на людях еще до того, как наши далекие предки покинули Африку 100 тысяч лет назад. Генетический анализ показал, что вши из Перу практически идентичны тем, что находят во всех остальных частях света.

В статье Дэвида Рида (David Reed) из музея естествознания при Флоридском университете (University of Florida) со товарищи, которая будет опубликована 15 февраля в "Журнале инфекционных болезней" (Journal of Infectious Diseases), отмечается, что всего в настоящее время известно о трех линиях головных вшей Pediculus Humanus Capitis - A, B и C. При этом A встречаются повсюду, B - в Северной Америке и Европе, а C довольно редки (обнаружены лишь в Эфиопии и Непале). Появилась теория, согласно которой B развивались независимо в Новом Свете, а европейские завоеватели, побывавшие в Америке, занесли туда A и привезли назад в Европу B.

Все бы хорошо, но теперь вши из заплетенных волос на головах двух мумий в пустыне на юге Перу (принадлежащих культуре индейцев чирибайя, что пришли на смену знаменитым тиуанако), опровергают эту теорию. Из одной головы удалось добыть около четырех сотен остатков кровососущих тварей, из другой - около пяти сотен, в результате чего была получена неповрежденная "вшивая" ДНК и двумя независимыми лабораториями показано, что все эти существа относились к категории A. Значит, эта порода вшей была распространена в Америке еще за сотни лет до прибытия первых европейцев.

Рид полагает, что генетический анализ вшей в будущем позволит отслеживать миграции людей по всему миру. Ведь эти кровососы не способны жить без людей - они очень быстро умирают, лишившись хозяев, не выживают ни на каких других животных.

Вши, как известно, могут передавать от человека к человеку некоторые болезни - например, сыпной тиф. Рид уверен в том, что мумифицировавшиеся вши будут содержать и соответствующие бактериальные риккетсии (специализированные формы бактерий, паразитирующих внутри эпителиальных клеток кишечного тракта насекомых), которые передают сыпной тиф (Rickettsia Prowazekii), причем ген, выделенный из этих бактерий, вероятно, также поможет в деле отслеживания маршрутов человеческих миграций.

В результате всего появится еще и возможность проверки теории, согласно которой сыпной тиф был занесен в Европу из Америки (ведь никаких свидетельств эпидемий сыпного тифа в Европе вплоть до XVI столетия не найдено).

Head lice came with us out of Africa: study - Reuters