новость Состоялось открытие нового оптического супертелескопа

16.07.2007
Большой канарский телескоп. Фото с сайта BBC News

На острове Гран-Канария (он входит в группу Канарских островов у северо-западного побережья Африки, принадлежащих Испании) состоялось официальное открытие одного из крупнейших оптических телескопов-рефлекторов современности, получившего наименование "Большого канарского телескопа" (el Gran Telescopio CANARIAS - GTC - или же Great Canarian Telescope - GCT). Согласно сообщению Астрофизического института Канарских островов (Instituto de Astrofísica de Canarias - IAC), на церемонии, посвященной "первому свету" от этого телескопа, присутствовали наследник испанского престола принц Астурийский Фелипе и министр образования и науки Мерседес Кабрера (Mercedes Cabrera). Принц в 2000 году заложил первый камень в строительство здания, в котором теперь находится телескоп.

По словам директора центра эксплуатации GTC Педро Альвареса, речь идет об "уникальном инструменте, построить который по силам лишь немногим". "Наша страна смогла этого достичь за счет собственного научного и промышленного потенциала", - отметил ученый. Отличительными особенностями телескопа, расположенного на высоте 2400 метров над уровнем моря, является хорошая маневренность и большой диаметр главного зеркала (эквивалентный оптический диаметр - 10,4 метра). Это зеркало будет состоять из 36 шестиугольных фрагментов весом 470 кг каждый, в настоящее время из них установлены 12. В сообщении института отмечается, что в полной мере телескоп будет готов не ранее 2008 года - к этому времени будет закончено главное зеркало, настроены все приборы и установлены астрономические камеры. Строительство ведется уже семь лет. Большую сложность в ходе этих работ представляла доставка громоздких компонентов на труднодоступный пик.

Задачи, поставленные перед новым телескопом, включают в себя наблюдение за самыми отдаленными объектами Вселенной и изучение окрестностей черных дыр. Особую надежду создатели телескопа возлагают также и на решение задач, связанных с поисками похожих на Землю планет в нашей Галактике. Проект, бюджет которого составил свыше ста миллионов евро, стал международным, в нем приняли участие мексиканские ученые из Астрономического института IA-UNAM (Instituto de Astronomía de la Universidad Nacional Autónoma de Mexico) и Национального института астрофизики, оптики и электроники (Instituto Nacional de Astrofísica, Óptica y Electrónica - INAOE), а также американские - из Флоридского университета (University of Florida).

По мнению представителя Астрофизического института Канарских островов Кэмпбелла Уордена, у GCT есть большие преимущества перед уже существующими телескопами. "Благодаря огромному инфракрасному оптическому зеркалу мы сможем дать точную характеристику атмосферам планет, а не просто строить их компьютерные модели, как это делается сейчас", - сказал Кэмпбелл.

По мнению доктора Роберта Мэсси из британского Королевского астрономического общества, существование космических супертелескопов вроде "Хаббла" - не повод отказываться от создания наземных телескопов, подобных GTC. "Самая важная из причин того, почему мы продолжаем использовать наземные телескопы - это то, что они могут быть гораздо больше, чем космические, и при этом несравнимо дешевле", - сказал ученый.

Помимо Большого канарского телескопа, близко к завершению строительство очень большого телескопа в Чили, которое ведется силами европейских специалистов. Его четыре независимых составных зеркала (каждое диаметром 8,2 метра) будут работать как один отражатель диаметром 200 метров. Ну а на ближайшие десять лет запланировано создание телескопа с диаметром зеркала 30-60 метров, что, несомненно, вызовет революцию в астрофизике.

Большие оптические телескопы будущего