статья Мигранты-вампиры прикинулись юными вундеркиндами

Максим Борисов, 10.04.2007
Скопление Arches расположено менее чем в сотне световых лет от сверхмассивной черной дыры нашей Галактики. Изображение: Don Figer/STScI/NASA с сайта NewScientist

Яркие гигантские звезды, обнаруженные неожиданно близко от центральной сверхмассивной черной дыры Млечного пути, могут оказаться не юными "вундеркиндами", как полагали до сих пор, а замаскировавшимися старичками. Новую гипотезу предложили американские астрофизики Дуглас Лин (Douglas Lin) из Калифорнийского университета в Санта-Крузе (University of California in Santa Cruz - UCSC) и Стивен Мюррей (Stephen Murray) из Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса (Lawrence Livermore National Laboratory - LLNL, штат Калифорния). Планируется соответствующая публикация в "Астрофизическом журнале" (The Astrophysical Journal - ApJ), но уже теперь статью можно прочесть на сайте arXiv.org.

Несколько звездных скоплений, состоящих из, казалось бы, массивных молодых звезд, были найдены в нескольких десятках световых лет от черной дыры, расположенной в центре нашей Галактики (например, скопления Arches и Quintuplet). Странность состоит в том, что в такой близости от нашего галактического "монстра" любые газовые облака неизбежно будут разорваны на части и поглощены черной дырой прежде, чем сумеют сформировать звезды. В то же время массивные звезды, как известно, живут по космическим меркам совсем недолго и не могут пережить длительную "транспортировку" из отдаленных районов.

Предложенный Лином и Мюрреем третий вариант направлен на преодоление этих противоречий. По их мнению, скопления в галактическом центре могут оказаться на самом деле старыми, но выглядеть при этом "моложаво" за счет того, что они, как вампиры, вытягивают из окружающего пространства много свежего газа.

Таким образом все звездные скопления вблизи центральной черной дыры могут быть объявлены пришельцами, мигрировавшими к галактическому центру с периферии. Сближение их с черной дырой идет по спирали. Энергия при этом теряется в основном в ходе взаимодействия с другими звездами и межзвездным газом. Большинство звезд в ходе такого путешествия, конечно, будет изгнано из состава скоплений, однако кое-что там все же останется.

Получается, что "молодежью" прикидываются на самом деле "звездные трупы" - белые карлики и нейтронные звезды, которые, как известно, имеют обыкновение скапливаться в центрах массивных звездных кластеров (шаровых скоплений и карликовых галактик), и поглощать вещество из ближайших газовых облаков. "Трупы" при этом разогреваются и ярко светятся, питаемые украденным газом, словно молодые гиганты.

Galaxy's 'wunderkind' stars may actually be old pro's - New Scientist