статья Эти реки никуда не впадают

Максим Борисов, 08.12.2006

Новый овраг в кратере области Centauri Montes. Фото NASA/JPL-Caltech/Malin Space Science Systems с сайта www.jpl.nasa.gov. Под фотографией - ссылка на снимок с большим разрешением с данного сайта Где-то на поверхности Марса прямо сейчас может течь вода. Во всяком случае, такое уже неоднократно случалось на протяжении семи последних лет, что и показывает анализ изображений, полученных американской орбитальной станцией Mars Global Surveyor (MGS). Майкл Мэлин (Michael Malin) и его коллеги из калифорнийской организации Malin Space Science Systems (Сан-Диего) уверены в том, что снимки одних и тех же участков марсианской поверхности, получаемые на протяжении нескольких лет, теперь дают всем ясное доказательство присутствия жидкой воды, стекающей со склонов метеоритных кратеров и прорезающей в песке характерные овраги. Соответствующая статья публикуется в научном журнале Science. Таким образом первое наблюдение присутствия жидкой воды на современном Марсе дает новую надежду всем сторонникам теории, согласно которой на Марсе и сейчас можно еще обнаружить жизнь (ну хотя бы в виде микроорганизмов).

"Эти наблюдения дают самые надежные свидетельства (из всех, полученных к настоящему времени) того, что вода все еще иногда течет по поверхности Марса", - считает доктор Майкл Мейер (Michael Meyer), входящий в руководство программы марсианских исследований NASA.

Поиск воды на Марсе признан одной из важнейших задач всех марсианских экспедиций. Помимо того, что обнаружение водных источников на поверхности имело бы огромное значение для астробиологов, способность Красной планеты поддерживать существование жизни оказало бы также неоценимую поддержку в деле тех ученых-энтузиастов, что призывают правительства Земли всерьез заняться космической экспансией (и "для начала" терраформировать Марс). Осуществить подобные программы в том случае, если на Марсе действительно есть легкодоступные источники воды, стало бы значительно проще.

Структуры, напоминающие каналы (не путать с мифическими "каналами" итальянского астронома XIX века Джованни Скиапарелли!) на поверхности Марса обнаруживаются уже давно (их раньше видела и группа Мэлина, работающая с камерами MGS), однако планетологи никогда прежде не получали "прямых улик" существования жидкой воды на планете именно в нашу эпоху. Ранее скептики могли утверждать, что все следы воды на марсианской поверхности имеют очень и очень древнее происхождение, ну а вся вода, присутствующая на планете в настоящее время, представляет собой лишь ледяные залежи и водяной пар.

Группа Мэлина изучила изображения тысяч оврагов, переданных за девять лет работы камерой MOC (Mars Orbital Camera), установленной на Mars Global Surveyor, и нашла доказательства того, что за последние годы вода протекала по крайней мере по двум оврагам. На фотографиях 2004-2005 гг. оба этих оврага содержат яркие полосы с "ветвистыми" окончаниями, характерными для так называемых "аллювиальных потоков" ("Alluvial flow", см. фото), тогда как на изображениях тех же мест, полученных в 1999 и 2001 гг. полосы еще не просматриваются. Именно это, по мнению исследователей, можно считать ясным свидетельством того, что потоки воды некоторое время стекали по склонам оврагов вниз, пока не иссякли.

Увеличенное изображение нового оврага в кратере на Terra Sirenum. Фото NASA/JPL-Caltech/Malin Space Science Systems с сайта www.jpl.nasa.gov "Наблюдаемая форма отложений полностью соответствует переносу материала текущей водой, - говорит Мэлин. Пальцеобразное ветвление в нижней части определяется отклонением потока при столкновении с небольшими препятствиями".

Мэлин и его сотрудники считают, что эта вода просочилась из трещин, возникших после падения метеорита, который некогда пробил один из многочисленных "подземных резервуаров", содержащих воду в жидком виде. По оценкам специалистов, количество протекшей воды (успевшей пройти сотни метров) было эквивалентно приблизительно пяти-десяти плавательным бассейнам. Оба оврага, так живо заинтересовавшие исследователей, расположены в южном полушарии Марса - приблизительно на 37 градусе широты (в кратерах на Terra Sirenum и Centauri Montes), где дневные температуры могут порой превышать 0°С, что и делает существование воды в жидком виде вполне возможным. Однако такая вода очень быстро испарилась бы или обратилась в лед, поскольку эти реки текут в разреженной марсианской атмосфере, да и уже привычные холода не заставили себя долго ждать...

Впрочем, вопрос о существовании марсианской воды в жидком виде в современную эпоху все еще не так однозначен, как хотелось бы Мэлину и его группе. Другие специалисты подвергают сомнению трактовку полученных результатов. Вместо воды это мог бы быть испаряющийся углекислый газ или даже песчаный поток необычного светлого оттенка.

Mars Global Surveyor ("Глобальный инспектор (картограф) Марса") начал свои исследования на марсианской орбите еще в 1997 году. Беспрецедентная долговечность этого космического корабля помогла земным ученым совершить многие важнейшие открытия. К сожалению, NASA не может связаться со своим аппаратом-ветераном начиная с начала ноября этого года, хотя попытки наладить связь все еще продолжаются...

Цветной снимок нового кратера ударного происхождения. Фото NASA/JPL-Caltech/Malin Space Science Systems с сайта www.jpl.nasa.gov Помимо поиска изменений в оврагах, группа Мэлина, отвечавшая за работу основной камеры этого орбитального аппарата, произвела оценку интенсивности, с которой на поверхности Марса появляются новые кратеры ударного происхождения. Камера запечатлела приблизительно 98 процентов Марса в 1999 г. и приблизительно 30 процентов планеты были сфотографированы заново в 2006 г. Новые изображения показали 20 свежих кратеров диаметром от 2 до 148 метров. Эти данные (которые в основном соответствуют предсказаниям) особенно важны для уверенного определения возраста различных геологических образований на поверхности Марса (марсианский ландшафт с немногочисленными кратерами считается моложе).

NASA Images Suggest Water Still Flows in Brief Spurts on Mars - NASA/JPL News Release