статья Нога неандертальца и скачок для человечества

Максим Борисов, 17.11.2006
Неандертальцы с сайта www.njn.net/television/highlights/november01/neanderthal.html

Неандертальцы - это существа, которые по своему виду были наиболее близки к человеку современного типа, однако теперь они не считаются нашими прямыми предками. Если верить новейшим исследованиям в этой области - то есть результатам анализа ДНК от вымерших Homo neandertalis, - вся "ветвь" неандертальцев "отошла" от генеалогического древа сапиенсов приблизительно 450-500 тысяч лет назад. Современные люди возникли 150-200 тысяч лет назад в Африке и мигрировали в Европу 40 тысяч лет назад (через Южную Азию). Затем за 10 тысяч лет европейцы-неандертальцы практически вымерли - либо из-за ухудшения климатических условий, либо из-за прямой конкуренции с нашими пращурами.

Проект по восстановлению "карты" ядерной ДНК, добытой из 38000-летней ископаемой берцовой кости неандертальца из Хорватии (этот проект стартовал несколько месяцев тому назад в Германии), поставил своей задачей сравнение информации, полученной новым высокопроизводительным методом, с данными по ДНК современных людей и шимпанзе (секвенирование ДНК шимпанзе - другого ближайшего родственника человека - было успешно завершено в 2005 году). Научную группу возглавил Рихард Грен (Richard Green) из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка (Max-Planck-Institut für evolutionäre Anthropologie - MPI EVA) в Лейпциге.

Немецким ученым удалось выделить порядка миллиона пар оснований ДНК, положив тем самым начало созданию общей "геномной библиотеки" неандертальцев (пары оснований - это те самые "буквы" генетического алфавита, которые объединяются в ДНК и содержат в себе закодированную информацию обо всех особенностях индивидуума - от цвета волос до формы тела). Результаты исследований, опубликованные теперь в журнале Nature, позволяют, в частности, предположить, что все неандертальцы вышли из относительно небольшой первоначальной группы, состоящей всего из 3 тысяч особей.

"Неандертальцы - это гоминидная группа, которая наиболее близко связана с ныне живущими людьми, и таким образом секвенирование неандертальского ядерного генома поможет нам создать ресурс небывалой ценности, пригодный для подробного аннотирования человеческого генома", - пишут авторы статьи из Nature.

А вот авторам еще одной работы, изданной параллельно с вышеназванной в другом известнейшем научном журнале - Science, - на основании анализа ДНК все той же самой древней хорватской кости впервые удалось достоверно показать, что современных людей и неандертальцев объединяют 99,5 процента генетического материала. Используя иной тип анализа ДНК, эта группа ученых смогла выяснить, что общими у современных людей и неандертальцев можно считать приблизительно три миллиона различных пар оснований (вообще на то, чтобы полностью расшифровать геном неандертальцев, потребуется в лучшем случае еще года два, в худшем - десятилетия, если учитывать специфические сложности, борьбу с загрязнениями и т.д...). Генетические различия, выявленные на настоящий момент между людьми и неандертальцами, выглядят исчезающе малыми, если сравнивать их с приблизительно 30-50 миллионами различных пар оснований, обнаруженных у людей и шимпанзе.

Как ни странно, даже самый тщательный анализ до сих пор не позволяет найти прямых свидетельств того, что люди и неандертальцы как-то скрещивались, хотя как раз в последние недели появилась еще одна пара работ, в которых (на основе косвенных признаков - в первом случае анатомических, во втором - генетических) в очередной раз делаются выводы как о возможности брачных союзов между представителями разных "человечеств", так и о вероятности полного поглощения нашими предками вымирающих остатков неандертальских племен. Явных противоречий между всеми этими различными исследованиями нет, так как вывод об отсутствии скрещивания до сих пор делался как правило на основе анализа митохондриальной (а не ядерной) ДНК, она, как известно, лучше сохраняется, но наследуется только по материнской линии.

Вывод о возможности ассимилирования неандертальцев сапиенсами озвучила группа, возглавляемая известным антропологом Эриком Тринкаусом (Eric Trinkaus), работающим в Вашингтонском университете (Washington University) в Сент-Луисе. Изучив окаменелости древнего человека из румынской "Пещеры пожилой женщины", которым 30-35 тысяч лет (сама находка была сделана в 1952 году), Тринкаус обратил свое особое внимание на нижнюю челюсть, большой "затылочный узел" - выпуклость на тыльной стороне черепа - и кости плечевого пояса, которые имели вполне неандертальский вид в отличие от остальных частей скелета - типично человеческих - то есть принадлежащих виду Homo sapiens (соответствующая статья вышла в американском научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences - PNAS). В связи с этим открытием сразу вспомнился и найденный в 1999 году в Португалии скелет "гибридного" детеныша "Лагар-Вельо" (Lagar Velho) возрастом 25 тысяч лет.

В том же журнале PNAS вышла и статья американского генетика Брюса Лана (Bruce Lahn) и его коллег из Чикагского университета (University of Chicago), которые сосредоточились на изучении человеческого гена microcephalin, мутации которого приводят к микроцефалии. Исследователи пришли к выводу, что самый распространенный вариант этого гена (так называемые D-аллели, сейчас они встречаются у 70% населения Земли) появился около 37 тысяч лет назад и очень быстро разошелся по всему миру (он давал какое-то очень важное преимущество его владельцам). Детальный анализ структуры этого варианта гена у современных людей позволил предположить, что его возраст составляет свыше миллиона лет, что гораздо больше того срока, когда он мог появиться собственно у человека. Таким образом вполне вероятным кажется предположение, что этот ген "достался" Homo sapiens при скрещивании с какими-то предшественниками-неудачниками, например, с неандертальцами (37 тысяч лет назад - это очень подходящий момент). Для подтверждения гипотезы надо будет в расшифрованном геноме неандертальца отыскать этот самый ген microcephalin, что также планируется сделать в будущем. К тому же помимо "микроцефалиновых" D-аллелей могут отыскаться и другие гены-"метки", полученные нашими предками при скрещивании с другими более архаичными видами.

В целом, обилие всех вышеописанных проектов говорит о настоящем рассвете геномных исследований, связанных с неандертальцами. В этом, по крайней мере, уверен директор Объединенного института генома (Joint Genome Institute) при американском Министерстве энергетики (U.S. Department of Energy) Эдвард Рубин (Edward Rubin) - один из соавторов статьи, опубликованной в Science. "Так или иначе это приведет к изменению взглядов на антропологию, - говорит Рубин. - Мы, конечно, уже не вернем неандертальцев, но сможем сравнить их геном с человеческим".

Neandertal DNA Partially Mapped, Studies Show - National Geographic News