статья MRO сфотографировал Opportunity на берегу кратера Виктория

Максим Борисов, 07.10.2006

Opportunity на берегу кратера Виктория (вид сверху). Масштаб исходного изображения составляет 29,7 сантиметра на пиксель, это позволяет разрешать объекты величиной примерно 90 сантиметров. Солнце находится в 30 градусах над горизонтом, на Марсе теперь царит северное лето. Фото NASA/JPL/UA с сайта nasa.gov/mission_pages/MRO/ (под картинкой находится ссылка на изображение с большим разрешением)

Вездеход-долгожитель NASA Opportunity ("Возможность") сейчас приступает к исследованиям слоистых горных пород, слагающих утесы, которые окружают 800-метровый марсианский кратер Виктория. И как раз в первую неделю этой "викторианской" эпопеи на орбите свой новый "глаз" раскрыл другой американский разведчик - Mars Reconnaissance Orbiter (MRO). Один из первых своих снимков (от 3 октября) он посвятил героическому ветерану-марсоходу и окружающему его пейзажу (вид сверху). Уровень детализации, достигаемый с помощью новой техники (камеры с высокой разрешающей способностью High Resolution Imaging Science Experiment - HiRISE, изготовленной специалистами Аризонского университета (University of Arizona) - самая мощная камера, которая когда-либо использовалась за пределами земной орбиты), оказался столь впечатляющ, что позволяет без особого труда найти небольшой аппарат на поверхности планеты (и даже заметить следы от его колес). От марсианской поверхности в этот момент станцию отделяли 297 километров. Вероятно, MRO в скором времени обратит свой взор на места посадок и других земных аппаратов на Марсе, что позволит разгадать тайну безвременной гибели многих экспедиций...

"Я очень рад снова увидеть наш марсоход, - говорит Стивен Сквайрс (Steven Squyres) из Корнеллского университета (Cornell University, Итака, штат Нью-Йорк), осуществляющий научное руководство программой марсианских роверов Mars Exploration Rover (MER). - Я должен сказать, что момент, когда я увидел изображение небольшого вездехода на краю утеса, дошедшее до нас с расстояния в 200 миллионов миль [свыше 300 миллионов километров, что в 2 раза превосходит расстояние от Земли до Солнца], станет одним из самых волнующих воспоминаний за все время моего участия в планетарной программе… это действительно прекрасно!"

Конечно же, ученые занялись съемками окрестностей кратера Виктория не из-за одних лишь сентиментальных побуждений и не для того только, чтобы подивить читателей научно-популярных журналов. Вид сверху поможет им наметить более оптимальную и безопасную программу исследований для ползающего внизу робота-геолога.

"Сочетание изображений, получаемых снизу и сверху, предоставляет гораздо больше возможностей для исследований, чем что-либо из них по отдельности, - объясняет Сквайрс. - Если бы вы были геологом, и двигались вдоль края кратера на своем джипе, то первая вещь, которую бы вы захотели получить, - это результаты аэрофотосъемки, которая позволит вам лучше понять то, что вы видите с земли. Все то же самое и в нашем случае". Изображения, полученные от орбитального аппарата, помогут группе, занимающейся марсоходами, выбирать места для получения обзорных снимков посредством Opportunity, движущегося вдоль 2,5-километрового края кратера (они уже пригодились в ходе исследований так называемого "Зеленого мыса" - "Кабо-Верде" ("Cape Verde")). И, наоборот, наземные наблюдения вездеходом определенных геологических особенностей дадут новую информацию для более достоверной интерпретации фотографий, полученных с орбиты, - из тех мест, куда еще никогда не ступало колесо марсохода.

Это вид кратера Виктория в районе так называемой "Утиной бухты" ("Duck Bay"), снятый Opportunity 28 сентября 2006 года с помощью панорамной камеры Pancam так, как это бы увидел человеческий глаз. Небольшой 18-метровый кратер на переднем плане справа получил неофициальное прозвище "Спутник" ("Sputnik"). Фото NASA/JPL/Cornell с сайта nasa.gov/mission_pages/mer/ (под картинкой находится ссылка на изображение с большим разрешением)

Изображения марсианской поверхности, полученные автоматической межпланетной станцией NASA Mars Global Surveyor (MGS, можно перевести как "Глобальный инспектор" или скорее все-таки "Глобальный топограф Марса", один из самых успешных марсианских проектов NASA), выведенной на орбиту вокруг Красной планеты еще в сентябре 1997 года, побудили два года назад научную группу, управляющую марсоходами, выбрать целью длительного путешествия Opportunity (длиной девять километров) именно кратер Виктория. Свое название он получил по имени того единственного испанского корабля первой кругосветной экспедиции под командованием Фернандо Магеллана, которому уже после смерти капитан-генерала удалось добраться на родину (в сентябре 1522 года). "Викторией" командовал Хуан-Себастьян де Элькано. Широченный кратер (диаметр - 0,8 километра, глубина - 60 метров) имеет необычные зазубренные края: высокие выступы, подобные утесам, чередуются с гораздо более гладкими нишами. Удивительные "волны" из дюн занимают центральную часть кратера. Новые снимки, сделанные Mars Reconnaissance Orbiter, позволяют разглядеть значительно больше интересных и важных деталей.

На этой фотографии, полученной Mars Reconnaissance Orbiter, кратер ударного происхождения Виктория, находящийся на плато Меридиана (Meridiani Planum) вблизи марсианского экватора, можно рассмотреть во всей красе. Фото NASA/JPL/UA с сайта www.space.com (под картинкой находится ссылка на изображение с большим разрешением) Самому кратеру Виктория то ли 10, то ли 100 миллионов лет, а вот слагающие его породы гораздо старше - им миллиарды лет. Обнаженные давним катаклизмом древние геологические слои в выступах, образующих внутренние стенки Виктории, по всей видимости, позволят изучить более длительный промежуток экологической истории Марса, чем это было в случае тех небольших кратеров, что уже обследованы марсоходами. Кратер Виктория в пять раз больше, чем любой другой кратер, встречавшийся Opportunity на его долгом пути. Судя по всему, до более обширных кратеров ветеранам-марсоходам уже никогда не добраться.

Уже в ходе первых двух месяцев после высадки на Марс (с января 2004 года) на плато Меридиана (Meridiani Planum) Opportunity удалось найти геологические свидетельства в пользу теории, согласно которой на поверхности Красной планеты когда-то в заметных количествах присутствовала вода. А теперь вот ученые-планетологи надеются, что Виктория им поможет одержать так сказать окончательную викторию и выяснить, были ли те марсианские "влажные" периоды мимолетной причудой, постоянной особенностью или же носили какой-то циклический характер.

NASA's Mars Rover and Orbiter Team Examines Victoria Crater - Mars Reconnaissance Orbiter - News & Media Resources