новость Слияния нейтронных звезд порождают самые мощные магнитные поля

04.04.2006
Изображение Daniel Price, U/Exeter, and Stephan Rosswog. Int. U/Bremen с сайта New Scientist

Ученые из британского Университета Эксетера (University of Exeter) и Международного университета (International University) в германском Бремене изучили явление, приводящее к генерации самых мощных магнитных полей во всей Вселенной. В статье, опубликованной в журнале Science (DOI: 10.1126/science.1125201), доктор Дэниел Прайс (Daniel Price) и профессор Штефан Россвог (Stephan Rosswog) продемонстрировали, что слияние нейтронных звезд действительно способно порождать магнитные поля, напряженность которых в тысячу миллионов миллионов (1015) раз превосходит показатели нашего собственного земного магнитного поля (в реальных условиях поля могут быть еще более мощными). Подобные слияния сопровождаются также ярчайшими из всех известных человечеству взрывов (если, конечно, не считать Большого взрыва, послужившего началом нашего мира) - так называемыми короткими гамма-всплесками (short Gamma-ray bursts - short GRBs).

"Мы впервые сумели смоделировать то, что происходит с магнитным полем в момент, когда сталкиваются нейтронные звезды, и убедились в том, что магнитное поле там действительно может усиливаться до такой степени, чтобы зажечь гамма-всплеск, - говорит доктор Прайс. - Эти гамма-всплески - самые мощные взрывы, которые нам до сих пор удавалось обнаруживать, однако до недавнего времени очень немногое было известно о том, каким образом они возникают. Считалось, что именно сильные магнитные поля ответственны за создание GRBs, но до сих пор никто не мог показать, как образуются поля требуемой интенсивности... Что действительно удивительно, так это насколько быстро формируются столь обширные магнитные поля - это происходит в пределах одной или двух миллисекунд после того, как звезды первый раз касаются друг друга" (ранее считалось, что коллапс займет по крайней мере 100 миллисекунд). То есть речь идет о чрезвычайно кратковременных явлениях и о "пиковых" напряженностях магнитных полей, которые в этот миг превосходят достижения даже славящихся своими магнитными полями магнитаров (особый класс нейтронных звезд).

Чтобы смоделировать протекание подобных процессов на протяжении всего лишь первых 11-12 миллисекунд (при том, что все самое интересное случается, как уже говорилось, в первые 1-2 миллисекунды), потребовались месяцы программирования и несколько недель работы суперкомпьютера в Бремене (рассматривался случай двух остывших нейтронных звезд радиусами по 10 километров каждая, вращающихся друг вокруг друга и сближающихся по спирали (вследствие излучения гравитационных волн), массы обоих в 1,4 раза превышали массу Солнца).

Unravelling a cosmic mystery - Scientists discover the Universe's strongest magnetic field - University of Exeter - News