новость Обнаружен новый класс сатурновых лун

31.03.2006

Крошечные "минилуны", постоянно пребывающие в пределах колец Сатурна. Фото NASA/JPL/Space Science Institute с сайта saturn.jpl.nasa.gov

Ученые NASA, занимающиеся обработкой данных, поступающих с автоматической межпланетной станции "Кассини" (Cassini), нашли свидетельства существования целого нового класса крошечных "минилун" (moonlets), постоянно пребывающих в пределах колец Сатурна. Согласно оценкам, в пределах только одного сатурнианского кольца могут находиться сразу порядка 10 миллионов таких объектов.

Сам факт существования подобных образований обещает помочь в разрешении вопроса о том, когда и как были сформированы кольца Сатурна, - появились ли они за счет разрушения одного крупного тела или же представляют собой остатки материала диска, из которого на заре Солнечной системы образовались Сатурн и его крупнейшие луны.

Тщательный анализ изображений с высоким разрешением, получаемых камерами "Кассини" с 1 июля 2004 года, позволил выявить в средней части кольца "A" четыре странные и едва заметные двойные полосы, имеющие пропеллерообразную форму. Эти наблюдения объясняют гравитационными возмущениями со стороны "мунлетов" на окружающие их частицы вещества.

"Эти минилуны, вероятно, представляют собой обломки древнего тела, разрушение которого и привело к появлению великолепных колец Сатурна", - считает один из авторов открытия Джозеф Бернс (Joseph Burns) из Корнеллского университета (Cornell University, Итака, штат Нью-Йорк).

Миссия "Кассини-Гюйгенс" (Cassini-Huygens) - это совместный проект NASA, Европейского космического агентства (ESA) и Итальянского космического агентства. Управление аппаратом поручено Лаборатории реактивного движения (JPL, Пасадена).

Cassini Finds 'Missing Link' Moonlet Evidence in Saturn's Rings - NASA/JPL/Space Science Institute - News Releases